Главная
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
        Апатиты – город мой     Правовая помощь     Родителям и педагогам     Хобби-клуб Версия   Главная Написать письмо Канал YouTube Вконтакте Карта сайта Контакты

Своя игра, чемпионат, перформанс

 

«Своя игра», чемпионат, перформанс:

активные формы работы с молодежью в библиотеках г. Апатиты

Когда-то работа с молодёжью в библиотеке представляла огромную проблему. Мы добросовестно готовили традиционные мероприятия и были уверены, что они обязательно заинтересуют молодых, и они к нам придут и будут слушать нас, затаив дыхание и ловить каждое слово.

К сожалению, такого не произошло. Пришлось ломать традиции и искать новые формы работы с молодежью. Чтобы выяснить интересы этой самой молодежи, начали с исследования «Возможности развития новых форм работы библиотек города Апатиты», которое прошло в форме фокус группы для студентов. После исследования стали искать новые формы....Выяснив, стали их реализовывать. Сначала было очень сложно, но сегодня есть положительный опыт, который не стыдно представить.

В 2014 году в центральной городской библиотеке впервые был опробован формат командной игры, в ходе которой участникам предлагается пройти заданный маршрут (по кольцу). Такой формат позволяет провести игру динамично, интересно, затронуть различные аспекты темы. Но, чтобы игра прошла успешно, нужна хорошая предварительная подготовка, четкая организация и жесткий хронометраж. Заранее составляется положение об игре, в котором указываются основные тематические пункты маршрута (творческие площадки и т.д.), принимаются заявки от школ, от количества команд зависит и количество пунктов.

Первой такой игрой стал перформанс «КультУРА». В нем принимали участие 5 команд старшеклассников города. Перформанс в библиотечной интерпретации - это короткие представления на заданную тему, исполненные одним или несколькими участниками, которые могут включать в себя музыку, поэзию, видео. На перформансе в библиотеке каждой команде нужно было посетить пять творческих площадок, выполнить на них задания и заработать за это баллы.

На творческой площадке «PR-кампания» участники рекламировали книги русских классиков, придумывая слоганы. Например, для рекламы пьесы Николая Гоголя «Ревизор» ребята придумали и с выражением продекламировали такие слоганы:

Гоголь «Ревизор»: легко, коротко, лаконично.

Гоголь «Ревизор»: здесь в каждом увидишь своего знакомого.

Гоголь «Ревизор»: заплати налоги – спи спокойно!

А в рекламе творчества Александра Сергеевича Пушкина старшеклассники не смогли обойтись без поэтических строк собственного сочинения:

Пушкин стреляет рифмой как из пушки,

Пушкин греет душу как теплый чай из кружки,

Пушкин – великий поэт, сочинит любой куплет.

На творческой площадке «Литературные прибамбасы» ребята читали под музыку стихи и собирали из пазлов портреты писателей.

На площадке "Библиотека, которая нам нужна!" за пять минут нужно было подготовить рассказ о том, какая библиотека нужна сегодня молодым. Оказалось, что в библиотеке им нужны большие окна и хорошее освещение, новые книги и раритеты, удобный поиск и квалифицированный персонал, тематическое оформление и диваны с пледами, кинозал и театральные подмостки. И, конечно же, чай с печеньками.

На творческой площадке «У Шерлока» старшеклассников ждали литературные коллажи, с которыми они справились на удивление легко.

На творческой площадке «Литературное погружение» ребята знакомились с выставкой литературы о молодежи «Читай о себе», выбирали понравившуюся книгу и художественно зачитывали отрывок из нее.

Ребята серьезно подошли к выполнению всех заданий, в том числе и домашнего. А здесь у команд был широкий выбор возможностей в создании образа Человека культурного (Homo culturus) с помощью программы PowerPoint. Свой взгляд на культурного человека они представили на суд всех команд.

Все выступления команд были записаны на видео и выложены на библиотечный канал на Youtube (плейлист «Перформанс «КультУРА»»). Первый отзыв о перформансе пришел на следующее утро: «Спасибо! Замечательное мероприятие! Приглашайте нас еще!»

Это был настоящий прорыв.

Сегодня мы ясно видим, что наша задача - создание культурной среды в городе и вовлечение в нее молодежи. Именно разнообразные активные формы позволяют ребятам демонстрировать личностные достижения, широту кругозора, начитанность. Где это можно сделать, кроме школы? В библиотеке, в окружении книг, и совсем необязательно в полной тишине.

Например, конкурс «Живая Классика». Замечательная идея, каждый год для нас муниципальный этап конкурса – это праздник. И подобных мероприятий должно быть много.

Далее немного остановлюсь на традиционной для наших библиотек Неделе молодежной книги. В марте у нас проходит неделя детской книги, а в ноябре – молодежной.

В репертуаре последней недели были представлены:

-библиотечная ночь «Тайна замка «Кентервиль» (наши ночи проходят с 2009 года!!!) – масштабная акция – собирает сотни участников всех возрастов;

-библиотусовка «Книжная движуха», кульминацией в которой стал квест «Чемодан Довлатова»

-акция «Читаем вслух», когда группа учащихся Апатитского политехнического колледжа идет в школу, им отдают все классные часы, и ребята читают в классах книги из детской библиотеки.

-литературный ринг «Книжные юбилеи» был посвящён пяти произведениям русских писателей, которые отмечали свои юбилеи: «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Ревизор»  Н.В.Гоголя, «Горе от  ума» А.С.Грибоедова, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Гранатовый браслет» А.И.Куприна.

-чемпионат по чтению «Читаю то, не знаю что», фото-арт и многое другое.

Например, чемпионат по чтению «Читаю то, не знаю что» проходил впервые. В нем приняли участие старшеклассники школ города и студенты Кольского медицинского колледжа. Чемпионат состоял из двух туров. В первом туре необходимо было за одну минуту прочитать незнакомый текст художественной литературы, во втором туре читали стихи.

Для чтения были выбраны строки из книг Ивана Сергеевича Тургенева, Т. Тэффи, Василия Аксенова, Дмитрия Быкова, Василия Шукшина, Николая Васильевича Гоголя.  Во втором туре звучали стихи Анны Ахматовой, Александра Блока, Роберта Рождественского, Андрея Дементьева, Давида Самойлова, Вероники Тушновой и других.

Читчик, а именно так называется участник чемпионата, имел возможность в каждом туре выбрать одну из книг, представленных на стеллаже. Выбор был случайным, так как книги были спрятаны под «белые одежды» - листы белой бумаги.

Кира Белова, корреспондент Хибинформбюро и член жюри чемпионата по чтению,  опубликовала материал  «Читайте так, чтобы у жюри задрожало все внутри» (23.11. – 2016) http://www.hibinform.ru/chitajte-tak-chtob-u-zhyuri-zadrozhalo-vsyo-vnutri/  в котором написала:

«После прочтения участником отрывка все дружно пытались угадать, из какого же он взят произведения. Получалось далеко не всегда! Зато тем, кто угадал, библиотекари авансом «выдавали» «пять за четверть» по литературе (ребята пришли вместе со своими педагогами, которые, как показалось, волновались больше конкурсантов!)»

«Надо сказать, что книги для чемпионата подобрали достаточно сложные: большинство из них не входит в школьную программу, и чтецам порой непросто было сориентироваться в незнакомом тексте. Стили тоже были самыми различными - начиная с «Вия» Гоголя и заканчивая «Верным Русланом» (историей караульной собаки) современного писателя Владимова». В конкурсе приняли участие пятнадцать смельчаков: 14 девочек и один молодой человек. Кто-то радовал собравшихся буквально театральным исполнением (пару раз жюри даже забыло, что песок в часах уже весь «вытек»), а кто-то откровенно путал ударения и слоги. (Ну, ничего, у ребят ещё всё впереди. Главное, что чтение им нравится!) А пока жюри подсчитывало баллы, все участники решили, что такой формат им очень нравится, и, не откладывая в долгий ящик, решили провести следующий конкурс уже 21 марта – в День поэзии». (Поэтический батл «Глаголом жечь сердца людей»)

Новых форматов, используемых в работе апатитских библиотек много, но хочу заметить, что совсем не обязательно ломать голову и изобретать велосипед. Так в библиотеке семейного чтения считают, что привить интерес, любовь и вкус к чтению помогают литературные игры. Они интересны и полезны учащимся старших классов.

С 2015 года библиотека регулярно проводит интерактивные игры - аналоги телевизионной передачи «Своя игра» по творчеству русских писателей. Так как библиотека расположена в отдаленном микрорайоне, то игры проводятся с учениками 9 – 11 классов единственной  школы микрорайона.

В игре могут участвовать как отдельные игроки, так и команды. За ходом игры и подсчетом очков следит жюри (которое состоит также из учеников и педагога). Если в игре участвуют несколько игроков, то остальные старшеклассники получают листы бумаги и ручки и проверяют свои знания самостоятельно, а в случае, когда игроки не могут ответить, зрители имеют право помочь им. (в Интернете много правил и вариантов этой игры). Вопросы тщательно готовят библиотекари, включая в список и совсем несложные, и такие, где нужно проявить немалую эрудицию.

Как показывает имеющийся опыт, сначала старшеклассников интересует только сама форма популярной игры, но потом уже и книга, без знания которой нельзя стать участником. Кроме того, игра побуждает интерес к победе. Поэтому старшеклассники стараются четко выполнять задания, соблюдая правила. В процессе они учатся совместной деятельности, учатся быть внимательными. Долю азарта вносят разделы «Кот в мешке» и «Аукцион». Победителя игры определяет финал. Иногда результат оказывается непредсказуем, т.к. в финале делаются ставки. Такие игры очень нравятся юношам и девушкам, проходят они всегда очень оживленно, болельщики переживают за игроков.

Некоторые игры так понравились педагогам, что их просят проводить каждый год. Так, например «Свою игру» по роману Грибоедова «Горе от ума» библиотека по настоятельной просьбе педагога проводит третий год подряд для  девятых классов.

В библиотеке прошли «Свои игры» по роману «Горе от ума» А. Грибоедова, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. К годовщине полета Ю. Гагарина в космос была приурочена игра на тему космонавтики. В скором будущем планируется провести игры по творчеству И. Гончарова, И. Тургенева, Л. Толстого, А. Островского, А. Солженицына.

Рассказывать можно долго, но вывод один – активные формы работы помогают пробудить интерес к книге у молодежи, расширить кругозор, пополнить багаж знаний и проявить личностные качества: собранность, внимание, волю к победе. А все это очень важно для самоопределения молодежи и обязательно пригодится в жизни.

 
Голосование
Какие семейные традиции передаются из поколения в поколение в вашей семье?
 
Читать подано
Гавен М. «Три дня в Сирии»

   

Яндекс.Метрика