Главная
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
        Апатиты – город мой     Правовая помощь     Родителям и педагогам     Хобби-клуб Версия   Главная Написать письмо Канал YouTube Вконтакте Карта сайта Контакты

Библиотека-школа-книга

Библиотека-школа-книга:

в поисках новых форм развития интереса школьников к чтению

Последнее десятилетие ознаменовалось пристальным вниманием к проблемам чтения. Что читать, как читать, зачем читать - над этими вопросами размышляют министры и депутаты, ученые и учителя, библиотекари и родители. И наша конференция – тоже результат внимания к вопросам чтения детей, подростков и молодежи. Это не случайно, ведь чтение является одной из основ формирования личности человека. И приобщение подрастающего поколения к миру литературы, погружение его в творческую читательскую деятельность является одной из приоритетных задач, стоящих перед нами.

В ее решении призваны участвовать все социальные институты. И в первую очередь - это семья, школа и библиотека. Именно эти «три кита» должны работать в тесном взаимодействии и сотрудничестве. Ведь только объединив усилия, можно достигнуть позитивных результатов.

В библиотеках имеется богатый спектр возможностей для активного участия в процессе образования и воспитания: от информационной помощи и проведения различных массовых мероприятий до реализации совместных проектов по приобщению детей и подростков к чтению.

Слайд О двух таких совместных проектах, которые реализуются в Апатитах, я хочу рассказать подробнее.

Первый из них – это проект «Книжный чудо-рюкзачок».

Слайд Его цель состоит в том, чтобы апатитские семьи с дошкольниками и младшими школьниками получили на дом мини-библиотеку – ярко оформленные рюкзачки, в которых книги для детей и родителей, мягкая игрушка, блокнот для отзывов, альбом для рисования литературных героев, буклет о том, что можно почитать ребенку в соответствии с возрастом, книжные советы, различные задания. Рюкзачки передаются в группу детского сада или класс, а затем каждый рюкзачок используется по принципу «кольцевой почты»: семья получает его домой на 2-3 недели, а затем передает в следующую семью. Процесс передачи рюкзачков курирует воспитатель или педагог, также он совместно с библиотекарями проводит различные литературные мероприятия для развития и поддержания интереса детей и родителей к чтению в целом и к проекту в частности.

Слайд На первом этапе проекта 17 книжных рюкзачков отправились в дошкольные учреждения города, в которых для детей прошли литературные театрализованные праздники «Чудо-рюкзачок начинает свое путешествие». В течение нескольких  месяцев книжные рюкзачки передавались из семьи в семью, Слайд наполняясь детскими рисунками, отзывами о прочитанных книгах и положительными эмоциями.

Слайд Первый этап реализации проекта «Книжный чудо-рюкзачок» показал его востребованность и эффективность, и 1 сентября на торжественных линейках книжные рюкзачки с новыми книгами для детей и родителей были вручены первоклассникам 16 классов шести школ города.

Сейчас мы расширили «фонд» наших книжных рюкзачков, и на сегодняшний момент в проекте уже приняли участие около 50 классов и групп дошкольных учреждений и более 900 семей города.

Слайд Очень радует, что отношение к проекту «Книжный чудо-рюкзачок» у родителей, очень положительное, впрочем, как и у детей, и педагогов. Когда мы проводили анкетирование, родители написали:

«Очень полезное приобщение к чтению»

«С удовольствием читали перед сном»

«Проект интересный, сблизил семью в серые будни»

«Нужный для города проект»

«Ждем подобные акции еще»

Слайд Отзывы детей и родителей о книгах, прочитанных в рамках проекта, а также иллюстрации, мы регулярно представляем на блоге «Книга, мама, папа, Я», который посвящен детской и подростковой литературе. Мы запустили его в сеть в июне 2015 года. Благодаря этому блогу дети и подростки, а также их родители и педагоги могут узнать о новых книгах, которые рекомендуют апатитские библиотекари, сами дети и подростки, а также родители.

Слайд Если проект «Книжный чудо-рюкзачок» предназначен для дошкольников и младших школьников, то проект «Читатели-эксперты»  - для подростков, учеников 6-7 классов.

В этом возрасте интерес к чтению у ребят значительно падает, они читают гораздо меньше, чем в младшем школьном возрасте, об этом говорят многие исследования, а также подростки при выборе книгне очень топрислушиваются к совету старших (родителей, педагогов, библиотекарей), для них гораздо важнее теперь мнение и совет ровесников.

Вот и решили библиотекари предложить ребятам 6-8 классов не только читать книги современных авторов, но и рассказывать о них.

Слайд Рассказывать о том, что особенно понравилось и запомнилось, какие эмоции вызвала та или иная книга. Так на свет появился проект библиотек и Управления образования г. Апатиты «Читатели-эксперты».

Задача библиотекаря состоит в том, чтобы подобрать для класса комплект книг, подготовить обзор-презентацию (обычно в ней представлено 10 книг современных российских и зарубежных авторов, а путем голосования школьники выбирают для чтения 5-6), и торжественно «запустить» проект в классе. Очень значима в этом проекте роль педагога,

Слайд ведь именно он поддерживает у ребят интерес к чтению, мотивирует, учит осмысливать прочитанное, высказывать свое мнение, писать отзыв, организует обсуждение книг. В одной из школ был оформлен стенд о книгах. В некоторых классах ребята рисовали иллюстрации и обложки для книг.

Проект дает много возможностей и свободы для педагога. Он может свое участие в проекте организовать так, как считает нужным. К тому же проект помогает педагогу лучше познакомится с современной подростковой литературой, с которой он зачастую сам плохо знаком.

Слайд А для ребят – это возможность увлечься чтением. Проект не принуждает писать отзывы на все книги. Школьник может прочитать 5 книг, и написать только 1 отзыв или ни одного. Но вот в процесс чтения включается большинство ребят.

К тому же проект предполагает и выбор из комплекта книг одной – самой лучшей.

Слайд Это проходит в разной форме: путем голосования, обсуждения, поколичеству отзывов на книгу. И это также побуждает к прочтению предложенных книг всеми ребятами.

К тому же в библиотеке все это время идет индивидуальная работа с участниками проекта, активнее они посещают и массовые мероприятия. Из некоторых ребят действительно вырастают настоящие эксперты чтения, которые потом уже библиотекарю советуют, что почитать, рассказывают о книгах, популярных в подростковой среде, становятся нашими помощниками в комплектовании фонда.

Всего за время реализации проекта в нем приняло участие более 20 классов. Ребята написали более 100 отзывов на более чем 40 книг. Большинство отзывов представлено на нашем библиотечном сайте (www.apatitylibr.ru).

Слайд Здесь можно познакомиться с классами - участниками проекта, узнать о книгах проекта, прочитать отзывы ребят, которые мы стараемся не очень редактировать, хочется сохранить пусть иногда не очень гладкие, но зато самые настоящие впечатления ребят. Многие отзывы получаются действительно интересными, ребята искренно выражают свои чувства.

Слайд Мы считаем, что реализация таких проектов как «Книжный чудо-рюкзачок» и «Читатели-эксперты» способствует развитию интереса к чтению у детей и подростков, возрождает традиции семейного чтения, способствует укреплению сотрудничества и взаимодействия библиотеки, школы, семьи.

Презентация

 
Голосование
Какие семейные традиции передаются из поколения в поколение в вашей семье?
 
Читать подано
Водолазкин, Е. «Дом и остров, или Инструмент языка»

   

Яндекс.Метрика