Учителя за гендерное равенство
День учителя в Советском Союзе был впервые учрежден 29 сентября 1965 года. С 1980 года его отмечали в первое воскресенье октября. В 1994 г. по решению ЮНЕСКО был утвержден Международный день учителя с установленной датой - 5 октября. Но некоторые бывшие республики СССР по-прежнему отмечают День учителя в первое воскресенье октября (Украина, Кыргызстан, Казахстан, Латвия, Белоруссия, Молдова).
Традиционно каждый День учителя посвящается одной теме. В ЮНЕСКО хотят, чтобы педагоги не просто принимали в этот день поздравления, а еще и обсуждали актуальные проблемы общества с точки зрения образования: как эти проблемы влияют на образование, и что учителя могут сделать для их решения. Тема 2011 года — «Учителя за гендерное равенство».
Что такое гендер?
Пол и гендер – это не одно и то же. Пол – это биологический факт. Почти все люди рождаются одного из двух биологически различаемых видов: девочка или мальчик. Гендер, с другой стороны, - это социальное состояние. Как объясняет Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ):
«Пол» относится к биологическим и физиологическим характеристикам, определяющим мужчин и женщин.
«Гендер» относится к социально сконструированным ролям, поведению, видам деятельности и свойствам, которые считаются данным обществом свойственными мужчинам и женщинам.
Из книги: Компасито: пособие по обучению детей правам человека.
Что такое гендерное равенство?
Гендерное равенство означает равное предоставление возможностей и участие для мужчин и женщин во всех сферах общественной и частной жизни. Это не означает, что оба пола одинаковы, а скорее, что они равны в правах и достоинстве. Как и в случае со всеми правами человека, за гендерное равенство нужно постоянно бороться, защищать и поощрять его.
Более ста пятидесяти лет женское движение за эмансипацию ставит в центр внимания искоренение широко распространенной дискриминации в отношении большинства женщин и достижение более равноправного участия мужчин и женщин в жизни сообщества. В результате жизнь большинства европейских женщин и мужчин сегодня значительно отличается от жизни век назад. Ключевыми областями, где женщины смогли добиться наибольших успехов, стали:
- равный доступ к образованию;
- широкое представительство женщин на рынке труда;
- экономический статус женщин;
- распределение работы дома и уход за детьми;
- структура семьи;
- молодежная культура;
- новая информация и коммуникационные технологии.
ЮНЕСКО предлагает учителям рассматривать проблему гендерного равенства с трех сторон:
-воспитание учеников свободными от гендерных стереотипов;
-равенство между учительницами и учителями в условиях и оплате труда, в продвижении карьеры;
-доступ к качественному образованию для девочек из развивающихся стран и традиционных слоев общества.
http://www.eycb.coe.int/compasito/ru - Компасито: пособие по обучению детей правам человека
«Компасито» предоставляет детям, воспитателям, учителям и родителям упражнения и методы для творческого и увлекательного ознакомления детей с правами человека. Это пособие – только отправная точка: «Компасито» предоставляет руководство и рекомендации, но решения о том, как ими можно воспользоваться наилучшим образом, должны принимать дети и те, кто с ними будет работать.
http://www.gender.ru/index.php?id=2&subid=3 Глоссарий (автор О. А. Воронина)
«Цель написания данного глоссария проста — создать словарь, который поможет исследователям, преподавателям, аспирантам и студентам, журналистам и всем, кто интересуется гендерной теорией, в их каждодневной работе. Данный глоссарий не ставит перед собой задачу представить всю полноту гендерной теории и методологии, различных ее направлений, персоналий, содержание и основные темы научных дискуссий. Это скорее рабочий инструмент, своеобразное пособие в жанре „настольного справочника“». Также на сайте можно найти тексты некоторых публикаций Центра, информацию о книгах, дайджест основных событий.
http://e.www.school2100.ru – сайт Образовательная система «Школа 2100». На сайте представлен архив журнала «Начальная школа плюс До и После».
http://e.www.school2100.ru/izdaniya/magazine/archive/2011-09 - журнал Начальная школа плюс До и После. – 2011. - № 9 – тема номера «Гендерный подход в образовании».
http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0225/biblio06.php
Журнал "Гендерные Исследования" - единственный академический журнал по гендерным исследованиям в странах бывшего СССР, который публикует материалы отечественных и зарубежных исследований по гендерной тематике, охватывающие весь спектр социальных и гуманитарных наук.
http://www2.unescobkk.org/elib/publications/GenderEdu/gender_manual-russian.pdf Гендер в образовании: руководство по проведению качественного исследования практиками образовательной сферы специалистами по гендерным вопросам
Руководство посвящено вопросам проведения качественного исследования с целью продвижения гендерного равенства в классах, школе и образовательной системе в целом. Здесь представлена информация и инструменты, которые помогут вам на пути исследования и понимания гендерного неравенства в образовании, его причин и способов его преодоления.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи