Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры



Версия Обычная версия сайта
Литературное творчество подростков

Литературное творчество подростков

Проекты «Живое слово» и «Читатели – эксперты»

Несмотря на то, что работать с подростками довольно сложно, очень важно продвигать и поддерживать библиотечные проекты, связанные с литературным творчеством. Это направление, которое непосредственно связано с деятельностью библиотеки и является востребованным в рамках города.

В Апатитах есть много кружков и секций для физического и умственного развития подростков, но мало возможностей развивать литературные способности. Участвовать в творческих конкурсах («Овация», «Живое слово») предлагают ребятам многие, а вот где этому учат? Сегодня - это свободная ниша, которую должна занять библиотека. Представлю два проекта ЦБС г. Апатиты: «Живое слово» и «Читатели – эксперты».

Проект городской библиотеки № 2 «Живое слово» участвовал в конкурсе ОАО «Апатит» «Проблемы города решаем вместе» в 2013 году, Он получил финансовую поддержку, благодаря которой было приобретено оборудование (ноутбук, проектор, экран).

Идея проекта принадлежит Ольге Пархоменко, воспитателю с двумя высшими образованиями, детскому поэту, человеку с активной жизненной позицией и ещё - очень доброму. Таких теплых открытых, душевных людей сегодня нужно поискать. Её хорошо знают в школах, семейных клубах, детских садах и библиотеках нашего города.

Светлана Борисовна Шатун, библиотекарь абонемента, имея огромный опыт работы с детьми, поддержала идею создания при библиотеке Литературной мастерской, и теперь они с головой окунулись в процесс реализации проекта. Ребят приглашают со всего города и активно сотрудничают с педагогами находящейся рядом школы.

Первых участников проекта - десять. В литературной мастерской, по замыслу организаторов, ребята должны попробовать сочинить сказку, рассказ, стихотворение. Этому их учат: знакомят с элементами и особенностями жанра; книгами и писателями. Учат рассказывать и сочинять, чувствовать слово, выражать словами свои эмоции.

Нужно обладать большой фантазией, чтобы ребята с удовольствием ходили в Литературную мастерскую каждое второе воскресенье месяца, да еще и получали немаленькие домашние задания, но пока все получается. Каждое занятие продумано до мелочей, наполнено теорией и практикой, серьезные задания чередуются с забавными литературными играми. И это ребятам очень нравится.

Проект содержит три блока: сказки, рассказы, стихи. Первый этап завершен, ребята сочинили свои первые сказки. Конечно, дело это непростое: у кого-то получился рассказ, у кого-то в сказках встречаются грамматические ошибки, а кому-то так понравилось, что они сочинили две сказки или придумали не просто сказку, а длинную историю!

Сегодня в библиотеке самое привлекательное место - это выставка с работами будущих писателей. Читатели ставят оценки в виде смайликов прямо на книжки и немного им завидуют. Весной в литературной мастерской подведут первые итоги и определят дальнейшие планы. Приходится учитывать, что это маленькая библиотека с тремя библиотекарями. Но мы точно знаем, что «Живое слово» у нас – надолго. У организаторов много идей, к тому же педагоги просят набрать младшую группу. Сегодня, изучая эту тему, Ольга Пархоменко в библиотеке проводит конкурс для дошкольников «Стихи от маленьких».

Второй проект «Читатели – эксперты» представлен на библиотечном сайте www.apatitylibr.ru. Здесь можно подробно познакомиться с классами - участниками проекта, кураторами проекта - библиотекарями, узнать о книгах проекта, о том, как ребята с ними поработали и подвели итоги. Вторая часть - это сами отзывы. Этот раздел сайта пополняется регулярно по мере поступления отзывов ребят.

Современная литература - это огромный мир, в котором легко заблудиться юным читателям. Иногда нужен проводник, ориентир. Проект «Читатели – эксперты» предлагает ребятам не только читать книги современных авторов, но и рассказывать о них своим сверстникам. Он ориентирован на школьников 6-8 классов.

Задача библиотекаря, куратора проекта состоит в том, чтобы отобрать и подготовить комплект книг, торжественно «запустить» проект в школе или библиотеке, поддерживать интерес к чтению и контактировать с педагогом, от которого во многом зависит результат. То есть педагог и библиотекарь должны быть единомышленниками.

Проект дает много возможностей и в тоже время свободы для педагога. Он может свою часть участия в проекте организовать так, как считает нужным, библиотека всегда – за! Поэтому каждый класс - участник проекта своеобразен и неповторим, и это только обогащает проект. К тому же педагог, зачастую сам плохо знаком с современной детской литературой и проект ему в этом очень помогает. «Читатели-эксперты» – пример реальной помощи творческому педагогу сегодня.

Для ребят – это еще одна возможность приобщиться к чтению. Проект не предполагает, что все должны написать отзывы на все книги, а вот в процесс чтения включается большинство ребят. Школьник может прочитать 5 книг, а написать 1 отзыв. Или прочитать только одну книгу и написать отзыв.

Проект предполагает и выбор из комплекта книг одной – самой лучшей. Это проходит в разной форме: голосование, количество отзывов на эту книгу, обсуждение. Это также побуждает к прочтению предложенных книг всеми ребятами. К тому же в библиотеке все это время идет индивидуальная работа с участниками проекта, активнее они посещают и массовые мероприятия. На глазах крепнет связь читателя и библиотекаря: иногда ребята, участники проекта приходят в библиотеку просто пообщаться с библиотекарем, поговорить о книгах. И это замечательно.

То, что особенно понравилось и запомнилось участникам проекта, какие чувства и эмоции вызвала та или иная книга, можно увидеть на сайте. В списке более 20 книг и 100 отзывов. Но за каждым из них стоит огромная работа педагога и библиотекаря. Стараемся не очень редактировать отзывы, чтобы сохранять личные, пусть иногда не очень гладкие, но такие дорогие впечатления ребят. Ведь основная цель проекта: побудить читать и рассказывать о книгах.

В 2014 году проект продолжается. В феврале подвели предварительные итоги шестиклассники МБОУ СОШ №4 и взяли новый комплект книг, а в городской детско-юношеской библиотеке в проект «влился» новый класс.

Также нужно отметить, что чтобы успешно реализовывать такие проекты, библиотекарь сам должен быть экспертом в литературе и практиковаться в написании отзывов. Именно с этой целью с 2014 года в ЦБС создан литературный клуб для библиотекарей «Книжный вторник», где мы регулярно делимся впечатлениями о прочитанных книгах и пишем на них отзывы, а совсем скоро у нас появится блог «Роман с библиотекарем».

Зав СПП ЦГБ И.И. Глинка

27.03.2014 г.

 
Понравилcя материал? Поделись с друзьями!
Голосование
Центральная библиотека осенью станет Модельной. Что вас привлечет в ней больше всего?
 
Поиск по сайту

Читать подано

Ада Самарка «Мильфьори, или Популярные сказки, адаптированные для современного взрослого чтения»