Главная
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
        Апатиты – город мой     Правовая помощь     Родителям и педагогам     Хобби-клуб Версия   Главная Написать письмо Канал YouTube Вконтакте Карта сайта Контакты
Голосование
Дочитываете ли вы книги до конца?
 
Поиск по сайту

Клуб «Теремок» Арттерапия для особых детей

Клуб «Теремок»

Арттерапия для особых детей

Более десяти лет работает в Городской детской библиотеке МУ ЦБС г.Апатиты кукольный театр книги «Библиоша». Это не просто театр кукол, а театр сказкотерапии. Ведь сказка является для  ребенка окном в большой мир, а  благодаря куклам происходит чудо: любимые герои оживают. Кукольный театр сказки может очень многое: он веселит, развивает фантазию, воображение, прививает нравственные нормы и ценности, помогает детям лучше узнать себя. И при этом еще лечит страхи и тревожность, корректирует поведение.

В 2008 году от руководителя организации «Оберег», которая объединяет детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, Лилии Васильевны Липаевой поступило предложение-просьба: «Дети очень хотят участвовать в кукольном театре и с помощью библиотекарей ставить театрализованные сценки». И сотрудники библиотеки пошли навстречу. Так, в октябре 2008 года в Городской детской библиотеке был организован клуб «Теремок».

Основной целью деятельности клуба является содействие социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями средствами кукольного театра. Для клуба выделено три типа задач:

-коррекционно-развивающие, связанные с развитием коммуникативных и социальных способностей детей, снижением уровня тревожности, выработкой адекватной самооценки;

-образовательные, связанные с развитием познавательной сферы детей (памяти, внимания, речи, мышления), воспитанием культуры чтения;

-театральные, связанные с развитием артистизма, сценических навыков,  необходимых для  участия в инсценировках.

Первые занятия проходили по программе «Хочу быть вежливым». Сразу же напрашивается вопрос: «А почему именно по этой программе?». Дело в том, что работа клуба не была запланирована, поэтому, исходя из плана работы на текущий год, мы выбрали наиболее подходящую для восприятия этими детьми тему. Родители одобрили. В первый же урок была включена театрализованная сценка «Школа вежливости Незнайки», чтобы показать девочкам, чем они будут заниматься. Атмосфера на занятии была радостной и непринужденной. Девочки активно вступали в диалог с библиотекарем и кукольным персонажем. Возникло взаимопонимание, которое помогло установить теплые отношения между сотрудниками библиотеки и детьми. Для второго занятия была выбрана сценка «Теремок». Сначала ее проиграли библиотекари, а затем девочки первый раз надели кукол на руки и прочитали текст с карточек. Рождение клуба «Теремок» состоялось.

Встречаемся мы по воскресеньям, потому что Надя Попова, Света Лемешева и Юля Копина могут приходить только с родителями. Сначала репетиции проходили раз в две недели, но как объяснили родители, столь долгое ожидание дети переносят тяжело. Поэтому занятия, продолжительность которых один час, стали проходить каждое воскресение.

С огромным удовольствием девочки надевают кукол на руки, учатся одновременно и читать, и работать куклой. Все занятия проходят вместе с родителями, и они не просто присутствуют, а самым активным образом включаются в происходящее. По нашей просьбе роли распределяет Любовь Викторовна Попова, так как она хорошо знает всех девочек. Это очень важно во избежание конфликтов. Любовь Викторовна - связующее звено клуба.

В практике клуба – совместные мероприятия со здоровыми детьми.Так, для дебюта был организован «Праздник Осени», на который пришлишкольники, а девочки участвовали в играх наряду с ними. В конце праздника ребята показали кукольную сценку по сказке Маршака «Теремок». Подобные праздники – это не только море улыбок, хорошее настроение, общение с друзьями, но и восполнение дефицита доброты со стороны окружающих людей, возможность побороть чувство неуверенности в незнакомой среде. Первое выступление было показано  местным телевидением «Альфа +».

На 2009 год план работы клуба «Теремок» был разработан в двух направлениях: репетиции кукольных сценок и расширение кругозора. Так как мы прикасаемся к искусству, то и беседы были запланированы нами на эти темы: «Весь мир – музей», «Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина», «В гостях у красоты», «Театр кукол С.Образцова». К тому же беседы стали проводиться с целью приобщения девочек к книгам. Во время бесед перед каждой из них лежит книга. Мы вместе рассматриваем иллюстрации, тут же делимся мнениями, эмоциями. Продолжительный по времени рассказ неприемлем для таких детей, поэтому это - беседы-обсуждения, беседы с элементами игры. Беседа «Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина» была проведена не только с образовательной целью, нам хотелось, чтобы девочки глубже почувствовали своих героев при разыгрывании кукольной сценки «У самого синего моря», чтобы ощутили всю красоту, таинственность, чудодейственность сказочного мира Пушкина.

По просьбе Л.В.Поповой в план была включена кукольная сценка «Цветик – семицветик». Мы боялись этой темы, но наш страх не оправдался. Если исходить из того, что книга выполняет  функцию зеркала, то читатель может сравнить свою ситуацию, свои чувства, мысли и переживания  с тем, о чем повествует книга. Читатель может посмотреть на свою жизненную ситуацию с некоторой дистанции, и эта дистанция позволяет по-другому взглянуть на события и найти наилучший вариант решения нелегкой жизненной задачи. В данном случае это - добрая служба последнего лепестка в руках Жени, а именно - желание помочь нуждающемуся. Эта кукольная сценка была показана на театрализованном празднике «В нашем клубе «Теремок» появился домовенок Кузька». На празднике были родители членов клуба и читатели библиотеки. Все участники праздника поднимали настроение растерявшемуся домовенку (аукцион сказок, викторина «А терем тот высокий, и кто же в нем живет?»), строили для него дом (игра с кубиками ), веселили (конкурс «Музыкальная карусель»), удивляли знаниями (конкурс «Угадай-ка»). На мероприятии присутствовала Светлана Алексеевна Желновач, воспитатель ДОУ №69 «Игрушечка». Она сказала много теплых и добрых слов своим бывшим воспитанницам и вручила сладкий подарок.

Участие в театрализованных сценках становится для девочек не только игрой, у них появляется чувство гордости, что они своим трудом, своими стараниями радуют людей во время выступлений. Это ярко проявилось во время показа кукольной сценки «Цветик-семицветик» во Дворце культуры им. Егорова перед шведской делегацией, приехавшей в гости к членам Апатитской организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов». Девочки очень волновались, переживали, старались, а когда вышли на поклон, то чувствовали себя настоящими артистками.

Конечно же, в работе есть проблемы. Для шести участниц спектакля нужна длинная ширма, причем с подлокотниками для рук, а для выездных выступлений она должна быть еще и разборной. Подбор сценариев очень трудоемок. Круг их невелик, а обязательное условие - шесть действующих лиц. Ведь в силу специфики работы с такими детьми, все должны иметь роли в каждом спектакле. Не хватает кукол, сложности с реквизитом. Нужно сказать и о том, что  необходима специальная подготовка библиотекарей, то есть знание психологии детей с нарушениями в развитии, чтобы избежать ошибок в общении с ними. Конечно, родители оказывают нам посильную помощь. Они не только приходят в библиотеку и принимают активное участие в жизни клуба, но и делятся своими переживаниями, трудностями и достижениями в воспитании детей. Вместе с девочками они посещают кружки по рукоделию (плетение, ткачество, валяние, изделия из бисера). Поэтому практически каждое наше занятие начинается с выставки работ и рассказов о том, как они создавались. Поделиться своими достижениями, услышать в ответ добрые слова – это неотъемлемая часть сближения.

Хочется сказать, что сейчас у участниц клуба такой возраст, когда они пытаются осмыслить себя, сформировать свою систему ценностей и найти свое место в обществе. А мы можем помочь им в этом, создать новые возможности для их развития, удовлетворения духовных и познавательных потребностей.

Н.Ф.Тимофеева, ведущий библиотекарь ГДБ,

Н.Б.Петренко, заместитель директора

по работе с детьми МУ «ЦБС г.Апатиты»

Фото Н.Петренко.

Фото Н. Тимофеевой.

 
Понравилcя материал? Поделись с друзьями!
Читать подано
Морис Дрюон «Такая большая любовь»
    
Яндекс.Метрика