Главная
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
        Апатиты – город мой     Правовая помощь     Родителям и педагогам     Хобби-клуб Версия   Главная Написать письмо Канал YouTube Вконтакте Карта сайта Контакты

Патриот. Гражданин. Читатель

 

Патриот. Гражданин. Читатель.

Роль библиотеки в патриотическом воспитании детей и подростков

1 слайд. Библиотеки ЦБС укрепляют сложившиеся традиции патриотизма, добавляя в них инновационные формы библиотечной работы. Продвижение историко-патриотической книги в широкий круг читателей и прежде всего в молодёжную среду, очень важно. Ибо книги по истории учат не повторять ошибок прошлого, быть преданными своей Родине, ценить достижения предков и приумножать лучшие традиции Отечества. Патриотическое воспитание детей и подростков – является одним из приоритетов в работе библиотек МБУК «Централизованная библиотечная система г. Апатиты» на протяжении многих лет.

Библиотеки предоставляют жителям города уникальную возможность принимать участие в общероссийских образовательных акциях и мероприятиях.

2 слайд. Так, 23 апреля 2016 года центральная библиотека стала площадкой для проведения «Всероссийского теста по истории Великой Отечественной войны», который проводится в России второй год по инициативе Молодежного парламента при Государственной Думе в рамках федерального проекта «Каждый день горжусь Россией».

Тест включал в себя 30 вопросов, связанных с крупнейшими битвами ВОВ, героями Великой Отечественной, партизанским движением и работой в тылу. Вопросы были разработаны преподавателями Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

В библиотеку пришло 85 человек, желающих проверить свои знания. Школьников было много, но были и взрослые люди. Участники теста набрали от 5 до 28 баллов из 30 возможных.

А, 26 ноября 2016 года библиотека стала площадкой для проведения «Всероссийского теста по истории Отечества», который проводится в России ежегодно по инициативе Молодежного парламента при Государственной Думе, с организатором - Российское военно-историческое общество. Тестирование помогает не только проверить знания наших граждан об отечественной истории, но и мотивировать к получению новых.

Тест включал 40 вопросов и 4 варианта ответа на каждый. Всего в акции в Апатитах приняло участие 32 человека. Молодежь заработала всего от 13 до 26 баллов из 40 возможных.

Современные дети недостаточно хорошо знают историю нашей страны. Об этом в очередной раз убеждаешься, анализируя итоги теста.

Сегодняшнего читателя не интересуют мероприятия, рассчитанные на пассивное восприятие, его привлекают те, в которых он является активным участником. Поэтому в библиотеках большой популярностью пользуются квесты, историко-патриотические игры, библиодесант.

Такие мероприятия проходят динамично, интересно, и позволяют затронуть различные аспекты темы. Но, чтобы игра прошла успешно, нужна хорошая предварительная подготовка, четкая организация и жесткий хронометраж. Заранее составляется положение об игре, в котором указываются основные тематические пункты маршрута (станции, творческие площадки и т.д.), принимаются заявки от школ.

3 слайд. В историко-патриотической игре «Держава армией сильна», приняли участие 5 команд студентов-автомехаников Апатитского политехнического колледжа. В процессе игры каждой команде нужно было посетить пять станций, выполнить на них задания и заработать за это баллы.

Так, на станции «Армейский магазин» будущим защитникам Отечества предложили пройти компьютерный тест, состоящий из 20 вопросов по истории и вооружению армии. Оказалось, что в оружии молодые люди ориентируются лучше, чем в истории. На вопросы, какой мастер отлил знаменитую Царь-Пушку, и как назывался первый русский военный корабль, не ответила ни одна команда.

(Андрей Чохов 1586г. / Орел, построен в 1868 г)

На станции «По порядку рассчитайся» ребятам было предложено несколько заданий. Во-первых, по общей характеристике определить род войск (сухопутные войска, воздушно-десантные войска, ракетные войска стратегического назначения и др.). В основном ребята с заданием справились.

Самой сложной и трудной оказалась историческая станция «Герои и битвы». По фотографии нужно было узнать знаменитых полководцев и героев войн, а по известным картинам – сражение или битву.

По словам ребят, игровые задания были сложнее, чем на уроках, но им понравилось.

4 слайд. В таком же формате была проведена патриотическая игра «И пусть поколения знают...», посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В ней приняло участие 6 команд старшеклассников и команда Кольского медицинского колледжа.

В ходе игры командам необходимо было пройти 7 контрольно-пропускных пунктов (КПП). На каждом из них ребята выполняли задания в течение 10 минут и зарабатывали баллы.

На КПП «Агитационный плакат» необходимо было расположить плакаты времен Великой Отечественной войны в хронологическом порядке/

На КПП «Города-герои» требовалось ответить на 15 вопросов, представленных в виде электронной презентации. Например, нужно было узнать город-герой по памятнику, разгадать ребус или расположить города в определенном порядке.

5 слайд. На КПП «Оперативный штаб» участникам предлагалось заполнить таблицу «Главные наступательные операции Красной армии». Предложенные варианты ответов ребята должны были сопоставить по следующей схеме: кодовое название – военная операция – полководцы. Практически у всех команд хорошо получилось сопоставить кодовое название и операцию, но, оказалось, что ребята мало знают о полководцах.

Задания на КПП «Песни войны» были отмечены участниками игры и как самые сложные, и как самые простые. Прежде всего, ребятам нужно было назвать 10 военных песен, а затем угадать песню по мелодии (было предложено 20 мелодий). С этим участники справились хорошо. А вот задание «Музыка кино» вызвало затруднения. Ребятам было предложено просмотреть 7 отрывков из художественных фильмов о войне, в которых исполнялись песни, а они должны были назвать фильм и песню. Оказалось, что большинство старшеклассников не знает фильмы о войне.

В целом, можно сказать, что игрой остались довольны все - и организаторы, и участники. В конце игры свое мнение выразили педагоги школ: «Мы очень благодарны сотрудникам библиотеки за отлично организованную игру. Вопросы интересные, хорошая организация всех КПП. Ребята не только показали свои знания, но и приобрели. А это очень важно».

6 слайд. Другим наиболее значимым мероприятием стал библиодесант, который высадился в МБОУ СОШ № 10 с «Набатом памяти», посвященным 70-летию Великой Победы. Десантники-библиотекари ГДЮБ оперативно рассредоточились по разным классам.

Второклассникам рассказали о детских художественных и документальных книгах о войне, для пятиклассников в актовом зале провели поэтический час «Строчки из солдатских блокнотов», посвященный двум мурманским поэтам – Александру Подстаницкому и Константину Бельхину. Восьмиклассникам представили «лейтенантскую» прозу» и познакомили с книгами Виктора Некрасова, Вячеслава Кондратьева, Владимира Богомолова. Для девятиклассников провели поэтический час «Фронтовые поэты». Десятиклассникам предложили поучаствовать в поэтическом перформансе «Была война…»: школьники эмоционально и выразительно читали стихи Константина Симонова, Семена Гудзенко и других. Цель мероприятий десанта - привлечь детей к чтению книг о Великой Отечественной войне, показать всемирно-историческое значение победы в ВОВ в истории нашей страны.

7 слайд. Дни патриотической книги проходят в Центральной городской библиотеке уже более 10 лет. В 2017 году читателям предлагалось принять участие в акции «Прочитайте книгу о солдате». Для этого в библиотеке была подготовлена выставка «Опаленные Афганом», а также закладки с рекламой книг по теме. Школьникам и студентам предназначены часы памяти «Александр Невский и Ледовое побоище», «Герои нашего времени», а также литературная гостиная «Опаленные Афганом».

8 слайд. Завершились Дни патриотической книги в 2017 году квест-игрой для учащейся молодежи «Слава солдату!».

Участникам игры рекомендовалось познакомиться на сайте библиотеки www.apatitylibr.ru с информацией о городе в рубрике «Апатиты - город мой» и использовать при подготовке интерактивную карту города.

В игре приняли участие команды из школ №№ 5, 6, 15, гимназии №1, Апатитского политехнического колледжа и Кольского медицинского колледжа.

Игра прошла в новом формате. Связь кураторов игры с командами велась через социальную сеть ВКонтакте, в ней они получали задания и там же отвечали.

Не обошлось без недоразумений - у одной из команд после второго задания отказали средства связи. Ребята не растерялись и связались с организаторами по телефону. Конечно, воспринимать задания на слух было гораздо труднее, но команда выполнила все задания и ответила почти на все вопросы правильно.

Всего участникам игры надо было пройти 8 игровых точек, причем, указывалось, что это пешеходная квест-игра. К сожалению, некоторые решили воспользоваться автомобилем, в связи с чем жюри вынуждено было не учитывать время, затраченное на прохождение маршрута.

9 слайд. Все участники квест-игры искали памятные места города Апатиты, где увековечены подвиги солдатов - наших земляков.

Победителями игры стала команда школы № 6 «Youngnfresh».

10 слайд. В городской детско-юношеской библиотеке проходит традиционный День призывника для студентов политехнического колледжа.

Цель – дать молодым людям актуальную, максимально полную информацию о призыве на военную службу. Во встрече принимает участие специалист военного комиссариата по городам Кировску и Апатиты, старший помощник начальника отделения Инна Владимировна Погужельская.

Два года подряд библиотеки города принимают участие в Единой областной информационной акции «Одна армия - одна Россия!», в рамках которой для студентов и школьников проводят литературно-музыкальные часы, поэтические вечера, концерты, уроки памяти, уроки мужества, посвященные Дню защитника Отечества (всего 53 мероприятия было проведено в 2016 г).

Городская детско-юношеская библиотека приняла участие во Всероссийской акции "День неизвестного солдата". Восьмиклассникам школы № 10 на уроке памяти «Мы помним тебя, Неизвестный Солдат» рассказали об истории создания мемориала Могила Неизвестного Солдата у Кремлевской стены. Также в фойе библиотеки в течение всего дня транслировалась выставка-презентация «Не бывает солдат неизвестных».

Центральная городская библиотека приняла участие во Всероссийской акции «День Героев Отечества». Сотрудники библиотеки вместе с волонтерами на улицах города вручали прохожим солдатские письма–треугольники с информацией о подвигах Героев Советского Союза – В.А. Максименко и А.Ф. Бредова (было вручено 480 писем). Письма были адресованы «Всем, ныне живущим, чтобы помнили, гордились, хранили». Горожане отметили необходимость этой акции, а особенно участие в ней молодого поколения. В рамках этой акции было проведено 2 урока памяти «Имена героев в истории города».

В своей работе мы тесно сотрудничаем с Управлением образования администрации г. Апатиты (школы и дошкольные учреждения города), Апатитским политехническим колледжем, Кольским медицинским колледжем, филиалом Мурманского арктического государственного университета.

Конечно, форм работы по патриотическому воспитанию много. Трудно назвать все, но каждая играет определенную роль. Главное, чтобы они не носили разовый характер, а выстраивались в четкую систему, чтобы и содержание, и форма соответствовали задачам проводимого мероприятия, вызывали интерес у самих ребят, понимание его значимости, важности, чтобы дети принимали непосредственное участие в подготовке этих мероприятий. Только тогда у них появится чувство любви к семье, близким, к родному краю, а затем и чувство любви и гордости к своей Отчизне.

А это и есть главная задача патриотического и гражданского воспитания детей и подростков.

Презентация

 
Голосование
Какие семейные традиции передаются из поколения в поколение в вашей семье?
 
Читать подано
Макклауд С. «Скульптор»

  

Яндекс.Метрика