Главная
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
        Апатиты – город мой     Правовая помощь     Родителям и педагогам     Хобби-клуб Версия   Главная Написать письмо Канал YouTube Вконтакте Карта сайта Контакты

Как воспитать в ребенке любовь к чтению?

 

Как воспитать у детей любовь к чтению

«Что сейчас происходит с детьми? Они совсем не хотят читать», ‒ сетуют учителя начальной школы, обеспокоенные тем, что школьники мало и неохотно читают. Родители тоже жалуются, что порой приходится с трудом усаживать за книгу ребенка. Отчасти такую ситуацию можно объяснить тем, что ребят окружает множество гаджетов, которые заменяют им книги, общение. Но нередко виноваты сами взрослые, так как не придают значения своевременному воспитанию у ребенка интереса к литературе.

Зачем нужно как можно раньше прививать у детей любовь к книге? 

Доказано, что чтение имеет большое значение для человека, так как только при помощи чтения можно полноценно развить интеллект, сформировать умение связно излагать мысли, стать интересным собеседником. Постоянное чтение расширяет кругозор, углубляет знания об окружающем мире.

Поэтому родителям важно знать, когда учить читать своего ребенка и как привить любовь к чтению.

Причины нежелания читать у детей

Специалисты утверждают, что нет готовых рецептов, которые бы заставили школьника полюбить книгу. Однако каждый родитель всегда может найти подход к своему ребенку, используя определенные средства. Главное условие ‒ работу с книгой надо начинать как можно раньше. Например, в педагогической практике определяется возраст 4-5 лет, когда уже можно учить малыша читать. В этом возрасте сформирован артикуляционный аппарат, развивается произвольность психических процессов, обнаруживается интерес к звуковой культуре речи, имеется определенный опыт в окружающем мире. Учитывая все это, можно своевременно сформировать мотивацию к чтению и добиться того, чтобы дети полюбили книгу. 

Наблюдения психологов свидетельствуют, что у многих школьников не развивается желание читать из-за неправильных действий родителей:

  • взрослые сами читают мало и неохотно;
  • насильно навязывают книгу ребенку;
  • заставляют читать, когда школьник не расположен к этому;
  • при покупке книг не учитывают интересы ребенка;
  • не придают должного значения обустройству книжного уголка;
  • не прививают детям опыт совместного чтения, когда родители в эмоциональном плане могут воздействовать на них, прививая любовь, интерес к чтению.

Важно! Родителям стоит проявить самое серьезное внимание к домашнему чтению. Надо помнить, что своим неправильным поведением они могут вызвать у детей стойкое нежелание читать.

Средства, помогающие родителям приобщить ребенка к чтению

Прежде чем выбирать средства, эффективно воздействующие на ребенка, надо понимать, в каких условия он растет и развивается. Если семья читающая, мама с папой проводят значительную часть времени с книгой, ребенок постоянно видит положительное отношение родителей к чтению – это одно направление.

Первое направление

В этом случае можно рекомендовать:

  • совместный подбор книг для домашней библиотечки;
  • домашние субботние чтения с обсуждением прочитанного;
  • экскурсии на книжные ярмарки, выставки, встречи с писателями;
  • создание ситуаций, когда ребенок без принуждения согласится почитать, например, «не успела дочитать страницу, прочти мне, пожалуйста, пока я готовлю ужин»;
  • организовать дежурство по книжному уголку с поощрительным призом (в семье с несколькими детьми предложить поочередно наводить порядок в книжном уголке, следить за пополнением библиотечки);
  • изготовление самодельных книжек с нарисованными картинками для подарка друзьям, родственникам;
  • запись в близлежащую библиотеку.

Игра является ведущей деятельностью у дошкольников, пока важна и для младших школьников наравне с учением, поэтому целесообразно использовать игровые моменты: предложить детям настольные игры, по правилам которых обязательно надо прочитать какой-либо текст. Это могут быть различные лото: «Времена года», «Домашние и дикие животные»; сюжетные разрезные картинки с текстом по любимым сказкам, мультфильмам.

Хорошо помогают дидактические (обучающие) игры по типу «В гости к сказочным героям» (вспомнить сказку или героя по фрагменту из нее); мнемотаблицы (зашифрованная книжка, которую ребенок должен отгадать); ребусы и пиктограммы с названием любимых книг.

Второе направление

Если же в семье нет места книге, родители большую часть времени проводят за компьютером, то и ребеночек тоже не будет читать. Поэтому в этом случае нужно выбрать средства, которые помогут исправить ситуацию:

  • взрослые должны сами «подружиться» с книгой и стать примером для ребенка;
  • выделить место для обустройства книжного уголка;
  • ежедневно читать вслух, даже если вначале это будет чтение перед сном;
  • вместе с ребенком устраивать ежемесячные походы в книжный магазин, где совместно выбирать детскую книгу с яркими иллюстрациями;
  • взрослому предварительно прочесть детское произведение и заинтриговать свое чадо интересным сюжетом;
  • использовать игровые ситуации, например, «День рождения у любимой игрушки, подарим ей книжку», «Заболела наша книжка, изорвал ее братишка» (починка книг), «Книжкина неделя» (играем и читаем только книги).

Важно! Заинтересованность и творчество родителей помогут им самим придумать множество средств, направленных на воспитание у детей любви к чтению.

Что нужно знать о методиках развития интереса к чтению?

Методика обучения предлагает специальные приемы, помогающие развивать у ребятишек навыки чтения с желанием читать. Специалисты обращают внимание на такие интересные методики, как:

  1. Обучение чтению по Кассилю: родитель подбирает интересную книжку и читает ребенку, потом резко останавливается на интересном месте, ссылаясь на нехватку времени. Ребенок, увлекшись сюжетом, пробует сам дочитать. Взрослый поощряет его и предлагает вариант поочередного чтения «строчку я, строчку ты».
  2. Методика Искры Даунис: утром малыш находит письмо от любимого сказочного героя, в котором написано, что он хочет дружить с ребенком и присылает ему подарок, находящийся в определенном месте. Так начинается регулярная переписка с описанием интересных событий из жизни семьи (походы цирк, поездки с родителями и прочее), что развивает у ребенка читательские навыки.
  3. Методика древнего народа, суть которой заключается в том, что ребенку разрешается читать за хорошее поведение, так как чтение - это праздник.

Если какие-либо методики заинтересовали родителей, с ними можно более подробно ознакомиться на специальных сайтах.

Советы специалистов

Если родителям сложно углубляться в специальные знания, им помогут актуальные приемы, эффективно используемые в семейном воспитании.

  • Чтобы чтение стало нормой для дошколят и младших школьников, оно должно стать образом жизни всей семьи.
  • Книжки подбираются, исходя от возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Сначала малышу покупаются специальные книжки-малышки с пластиковыми страницами. В дошкольный период количество увеличивается, меняется содержание и материал. Яркие, красочные иллюстрации, крупный шрифт способны привлечь внимание дошколят. К школе у будущего первоклассника должна быть солидная детская библиотечка.
  • Использовать разные приемы чтения: читать по ролям; поочередно (начинает взрослый, продолжает ребенок); заинтересовать загадкой: «Я загадаю героя, а ты в тексте найди его описание»; заинтриговать сюжетом, остановившись на самом интересном месте.
  • Устраивать театрализованные представления по мотивам сказок на семейных праздниках, днях рождения, когда ребятишкам нужно выучить свою роль.
  • Когда младший школьник научится читать довольно сносно, обязательно перейти к отработке выразительного чтения с интонациями, логическими паузами, что тоже немаловажно для формирования любви к чтению. Ведь чаще всего трудности, встречающиеся на пути ребятишек, не дают им возможности полюбить чтение.

По мнению психологов, период привития любви к чтению достаточно короткий: начиная с дошкольного возраста до 9 лет (обучение в начальной школе), а дальше делать это будет чрезвычайно трудно. Поэтому родителям не стоит надеяться только на работу дошкольного учреждения или школы, так как задача по воспитанию своего читающего чада ложится именно на них.  

Источник

 
Голосование
Какие семейные традиции передаются из поколения в поколение в вашей семье?
 
Читать подано
П. Басинский «Подлинная история Анны Карениной»

  

Яндекс.Метрика