Главная
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
        Апатиты – город мой     Правовая помощь     Родителям и педагогам     Хобби-клуб Версия   Главная Написать письмо Канал YouTube Вконтакте Карта сайта Контакты

Февраль

Февраль

Пн

 

7

14

21

28

Вт

1

8

15

22

 

Ср

2

9

16

23

 

Чт

3

10

17

24

 

Пт

4

11

18

25

 

Сб

5

12

19

26

 

Вс

6

13

20

27

 


 15 февраля – Джалиль Муса Мустафьевич, татарский поэт, Герой Советского Союза; 

105 лет со дня рождения.

  • Бикмухаметов Р. Муса Джалиль: Личность. Творчество. Жизнь / Р.Бикмухаметов. – М. : Худож. лит., 1989. – 285 с.
  • Воздвиженский В. Г. «Моабитские тетради» Мусы Джалиля / В.Воздвижениский. – М. : Наука, 1969. – 156 с.
  • Джалиль, М. Избранные произведения : пер. с татар. / М. Джалиль. – Л. : Сов. писатель, 1979. – 575 с.

Муса Мустафьевич Джалиль (Джалилов) 

(1906-1944) 

Родился в семье бедного крестьянина. Первые стихи были опубликованы в 1919 в подростковом возрасте. В 1925 вышел первый сборник стихотворений и поэм «Мы идем». В 1931 поэт окончил литературный факультет Московского государственного университета. Стихи «Пройденные пути» (1924—1928), «Ударник-партизан» (1930), «Письмоносец» (1940) и многие другие посвящены молодежи, теме труда. Написал либретто опер «Золотоволосая» (1941) и «Ильдар» (тогда же).

Был редактором татарских детских журналов (1931-1932). С 1939 до 1941 — ответственный секретарь Союза писателей Татарской АССР. С 1941 на фронте. В 1942, тяжело раненный, взят в плен, заключен в концлагерь. Там организовал подпольную группу, устраивал побеги советских военнопленных. Писал стихи, которые заучивались товарищами по плену, передавались из уст в уста. Из тюрьмы Моабит через бельгийского партизана сумел передать на волю блокноты со стихами: «Мои песни», «Не верь», «После войны» и др. Более ста стихотворных произведений — свидетели борьбы, страданий и мужества поэта. За участие в подпольной организации М. Джалиль был казнен. Всенародная слава к поэту пришла, когда стал известен его подвиг. Государственная премия СССР (1948), Ленинская премия (1957), Герой Советского Союза (1956).

Стихи – свидетели борьбы и мужества // Знаменательные даты 2006 : универсальный энциклопед. календарь. – М. : «Либерея-Бибинформ, 2005. – С. 56.


16 февраля – Николай Семенович Лесков, русский писатель;

 180 лет со дня рождения.

  • Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям : в 2 т. / А.Н.Лесков. – М. : Худож. лит, 1984.
  • Столярова, И.В. В поисках идеала : (творчество Н.С. Лескова) / И. Столярова. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1978. – 231 с.
  • Лесков, Н.С. Собрание сочинений : в 12 т. / Н.С. Лесков. – М. : Правда, 1989. –

Николай Семенович Лесков

(1831-1895)

«Я не изучал народ, я вырос в народе...»

Родился в с. Горохове ныне Орловской области в семье мелкого чиновника. Первоначальное образование получил в доме богатых родственников. В 1841 поступил в Ор­ловскую гимназию. В 1846 начал службу писцом в Орловской палате уголовного суда. Внезапная смерть отца и бедственное разорение семьи изменили судьбу будущего писателя. Он переехал в Киев, под опеку дяди, профессора университета, и стал служить в Киевской казенной палате. Влияние университетской среды, знакомство с польской и украинской культурами, чтение А. И. Герцена, Л. А. Фейербаха, Л. Бюхнера, дружба с иконописцами Киево-Печерской лавры заложили фундамент разносторонних интересов писателя.

Служба требовала беспрестанных разъездов, жизни «в самых глухих захолустьях», что давало «обилие впечатлений и запас бытовых сведений», нашедших отражение в ряде статей, фельетонов, заметок. С переездом в Петербург в 1861г. началась интенсивная работа в периодике. Лесков проявил себя талантливым публицистом и глубоким литературным критиком, автором серьезных очерков на общественные темы, о народном просвещении, о прошлом своего Отечества. Но более всего раскрылось его могучее художественное дарование в рассказах, повестях, хрониках и романах, воссоздавших живые картины провинциального русского быта, поэтические образы русских людей, многокрасочные пейзажи России, пеструю галерею народных типов, и прежде всего национальных характеров, замечательных своей нравственной чистотой и всечеловеческим обаянием.

Поворотным событием в его писательской судьбе стала публикация хроники «Соборяне» (1872), продемонстрировавшей читателям масштаб его художественного дарования. Снискавшие широкий читательский успех рассказ «Запечатленный Ангел» (1872) и повесть «Очарованный странник» (1873) примыкают к «Соборянам» масштабом обобщения: на ограниченном сюжетном пространстве писатель создал художественную модель всей России. Оба произведения выдержаны в сказовой манере. В дальнейшем эта форма станет самой продуктивной у Лескова, дав характерные образцы его стиля («Левша», 1881; «Тупейный художник», 1883 и др.).

Начиная с 1860-х и до последних дней Лесков много писал о религиозной жизни русского общества: рассказ «На краю света» (1875), очерки «Мелочи архиерейской жизни» (1878), «Синодальные персоны» (1882), повести «Полуношники» (1891). Вскоре на материале сюжетов, извлеченных из «Пролога» (древнерусского сборника житий и сказаний), Лесков изложил серию «легенд» из жизни первохристиан («Повесть о богоугодном дровоколе», 1886; «Скоморох Памфалон», 1887;«Зенон-златокузнец», 1890).

До конца дней Лесков оставался художником-экспериментатором. Жанровые новации - новеллы-анекдоты, сказки, легенды, мемуарные повести, «рассказы кстати» — предполагали и стилистическое разнообразие. Лесков был блестящим стилизатором, имитировавшим язык XVIII в. (цикл рассказов «Заметки неизвестного», 1884), владевшим эзоповской манерой («Заячий ремиз», 1894), любившим красочный стиль (легенда «Прекрасная Аза», 1887), умевшим писать и изысканно, и просто (рассказ «Под Рождество обидели», 1890). Лесков тщательно изучал безбрежную стихию народного языка; его повествовательный стиль характеризуется ис­пользованием народных речений, жаргонных словечек, варваризмов и неологизмов.

По достоинству Лескова-художника начали ценить только в XX веке, когда появились статьи М. Горького о его новаторстве и драматичной творческой судьбе, работы Б. М. Эйхенбаума (1886—1959) о сказовой манере Лескова, иллюстрации Б. М. Кустодиева (1878— 1927), опера Д. Д. Шостаковича (1906-1975) «Катерина Измайлова» (по «Леди Макбет Мценского уезда»), многочисленные спектакли и фильмы по его произведениям.

«Я не изучал народ, я вырос в народе…» // Знаменательные даты 2006 : универсальный энциклопед. календарь. – М. : «Либерея-Бибинформ, 2005. – С. 57.


17 февраля – Агния Львовна Барто, русская детская поэтесса;

105 лет со дня рождения.

  • Жизнь и творчество Агнии Барто : сборник / сост. И.П.Мотяшова. – М. : Дет. лит., 1989. – 336 с.
  • Соловьев, Б.И. Агния Барто / Б.И. Соловьев, И.П. Мотяшов. – М. : Дет. лит., 1979. – 318 с.
  • Барто, А. Собрание сочинений : в 4 т. / Агния Барто. – М. : Худож. лит., 1981 –

Агния Львовна Барто

(1906-1981)

Талант, отданный детям

Родилась в Москве в семье ветеринарного врача. В годы учебы в гимназии, испытывая творческое влияние А. А. Ахматовой и В. В. Маяковского, начала писать стихотворные эпиграммы и зарисовки. Одновременно занималась в хореографическом училище, куда на выпускные зачеты приехал А. В. Луначарский и, прослушав стихи Барто, посоветовал ей продолжать писать. Училище было успешно окончено, но балериной Агния так и не стала: ее к тому времени увлекла литература.

В 1925г. она впервые переступила порог Госиздата. Редактор, просмотрев ее стихи, направил Агнию в отдел детской литературы. Так, можно сказать, и появился новый детский поэт. В том же году были опубликованы книжки стихов для детей - «Китайчонок Ван Ли», «Мишка-воришка», затем «Братишки» (1928). Беседа с Маяковским о том, как нужна детям принципиально новая поэзия, какую роль она может сыграть в воспитании будущего гражданина, окончательно определила выбор А. Барто. Она регулярно стала выпускать сборники стихов, говоря о которых К. И. Чуковский отметил незаурядный талант Барто как детского поэта. После выхода в свет цикла поэтических миниатюр для самых маленьких «Мальчик наоборот» (1934), «Игрушки» (1936), а также стихов «Фонарик», «Машенька», «Снегирь» (1939) и других она стала одним из самых известных и любимых детьми авторов. Стихи Барто, отмеченные мягким юмором, ясностью языка, завоевали большую популярность у юных читателей и у взрослых. Ее произведения издавались огромными тиражами, входили в хрестоматии. Ритм, рифмы, образы и сюжеты ее стихов оказались близки и понятны миллионам детей.

Агния Барто написала сценарии кинофильмов «Подкидыш» (1940, совместно с актрисой Р. В. Зеленой), «Алеша Птицын вырабатывает характер» (1953), «10 000 мальчиков» (1962).

В годы Великой Отечественной войны Барто находилась в эвакуации в Свердловске и все же часто выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала на всесоюзном и свердловском радио, писала для газет. В 1942 г. была корреспондентом «Комсомольской правды» на Западном фронте. Ее стихи военных лет (сборник «Подростки», 1943; поэма «Никита», 1945 и др.) носят в основном публицистический характер.

В послевоенные годы тон ее стихов некоторое время остается суровым: поэма «Звенигород» (1948), сборник «Стихи детям» (1949), но постепенно смягчается и вскоре вновь радует своей непосредственностью и легкостью: в 1958 написан большой цикл сатирических стихов «Лешенька, Лешенька», «Дедушкина внучка» и др.

В течение девяти послевоенных лет Барто вела на радио передачу «Найти человека». Об этой работе она написала «взрослую» повесть, которая так и называется «Найти человека» (1969). В ней автор рассказывает о поиске семей детей, потерявшихся во время Великой Отечественной войны. С помощью радиопередачи было воссоединено около 1000 семей. В «Записках детского поэта» (1976) поэтесса сформулировала свое кредо: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность». Многочисленные поездки по разным странам привели ее к мысли о богатстве внутреннего мира ребенка любой национальности. Подтверждением этой мысли стал поэтический сборник «Переводы с детского» (1977), в котором Барто объединила переведенные с разных языков детские стихи.

В течение многих лет Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри. В1976 ей была присуждена Международная премия имени X. К. Андерсена. Стихи Барто переведены на многие языки мира.

Государственная премия СССР (1950), Ленинская премия (1972).

Талант, отданный детям // Знаменательные даты 2006 : универсальный энциклопед. календарь. – М. : «Либерея-Бибинформ, 2005. – С. 58.


25 февраля – Кузнецова Агния Александровна, русская писательница;

100 лет со дня рождения.

  • Кузнецова, А.А. Собрание сочинений : в 3 тт. / А. Кузнецова. – М. : Дет. лит., 1982 -

Кузнецова Агния Александровна

(1911-1996)

Родилась 25 февраля 1911 г. в Иркутске в семье мелкого служащего. Она училась в 8 классе, когда пионерская газета «Юный ленинец» опубликовала ее первую заметку. Возможно, именно этой заметке и суждено было сыграть решающую роль потом, когда девушка подала заявление в Ленинградский университет на филологический факультет. Там, в университете, двадцатилетняя студентка Кузнецова и написала свои первые рассказы, которые были напечатаны в коллективном сборнике «Октябрята».

После окончания университета работала в редакциях пионерских и молодежных газет Ленинграда и Новосибирска, затем — в Иркутском радиокомитете, в редакции детского вещания. Близкое знакомство с жизнью школы помогло ей лучше понять и почувствовать особенности детской психологии, глубже разобраться в школьных проблемах. И когда альманах «Новая Сибирь» напечатал в 1939 г. ее первую повесть «В чулымской тайге», изданную через год отдельной книгой в Иркутске, о Кузнецовой критика заговорила как о талантливом, самобытном детском писателе.

В годы Великой Отечественной войны Агния Александровна являлась ответственным секретарем Иркутского отделения Союза писателей РСФСР. Привязанность автора к ребятам беспокойным и смелым, деятельным и бескорыстным, устремленным к высоким идеалам, спаянным общностью интересов и нерасторжимыми узами товарищества, нашла свое отражение и в произведениях, посвященным детям военного времени. Что бы ни выходило из-под пера писательницы в годы Великой Отечественной войны — в то время она часто выступала в иркутских газетах и по радио, писала очерки и рассказы, — все было пронизано гражданским стремлением всеми силами помогать сражающейся Родине, пробудить в ребятах жажду полезного дела. Этой теме посвящены рассказ «Таежный подарок», очерк «Тимуровцы», новелла «Иришка-пулеметчица».

С 1956 г. жизнь Агнии Кузнецовой была связана с Москвой. В 50-60 годах Агния Александровна создала ряд повестей, главная тема которых — становление характера молодого человека: «Свет-трава», «Жизнь зовет», «Честное комсомольское», «Мы из Коршуна».

Заметной вехой в творчестве Агнии Кузнецовой стала повесть «Земной поклон», за которую в 1977 г. писательница была удостоена Государственной премии РСФСР им. Н. К. Крупской. В этом произведении писательница проводит связь между прошлым и настоящим, рассказывая о двух замечательных преподавателях — педагоге-просветителе дореволюционного времени и молодом современном учителе.

Не только в «Земном поклоне», но и в некоторых других произведениях Кузнецовой 1979-84 гг. мы замечаем пристальный авторский взгляд в историческое прошлое, улавливаем его перекличку с днем настоящим. Особенно это заметно в повести «Под бурями судьбы жестокой…», где писательница, перечитывая дневники своих предков, — прапрадеда, прадеда и деда, рисует художественно выразительную картину той эпохи. Герой повести Петруха Кузнецов оставил после себя дневник, в котором с восхищением писал о пленительной красоте Натальи Николаевны Пушкиной — жены великого поэта. Так в творчестве Агнии Кузнецовой возникает тема этой удивительной женщины, вокруг образа которой до сих пор не утихают споры. Глубоко заинтересовавшись жизнью жены Александра Сергеевича Пушкина, писательница собрала о ней богатый историко-библиографический материал, который вылился в документально-историческую повесть о Наталье Николаевне «Моя мадонна».

Литературный календарь. Агния Кузнецова [Электронный ресурс] // Центр развития межличностных коммуникаций. – Режим доступа: http://www.ruscenter.ru/1421.html  (23.12.2010).

 
Голосование
Какие семейные традиции передаются из поколения в поколение в вашей семье?
 
Читать подано
Виктория Токарева «Сволочей тоже жалко»

   

Яндекс.Метрика