Главная
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
        Апатиты – город мой     Правовая помощь     Родителям и педагогам     Хобби-клуб Версия   Главная Написать письмо Канал YouTube Вконтакте Карта сайта Контакты

с 3 до 5 лет

Что читать ребенку с 3 до 5 лет

Для этого возраста очень подходят многочисленные книжки Владимира Сутеева ("Под грибом", "Палочка-выручалочка", "Яблоко" и др.), многие стихотворные сказки Корнея Чуковского, стихи Самуила Маршака, а также его переводы детских английских стишков ("Перчатки", "В гостях у королевы", "Кораблик", "Шалтай-Болтай" и др.). Сюда же относятся народные сказки о животных ("Хвосты", "Кот и лиса", "Лисичка со скалочкой" и др.), басни Сергея Михалкова и многие другие истории.

Фото Татьяны Дмитриевны Куваевой (интернет-конкурс фотографий «С книгой вся моя семья», 2010 год)

Эти истории уже немного длиннее; как правило, они состоят из нескольких отдельных эпизодов, связанных по смыслу. Взаимоотношения героев становятся чуть-чуть более сложными, усложняются диалоги; для понимания этих историй малышу нужен больший запас слов.

По мнению многих психологов, по-прежнему остаётся важным хороший конец и отсутствие слишком страшных событий. Поэтому знакомство с большинством волшебных сказок лучше отложить до шести-семи лет. Даже "Красная Шапочка" часто пугает маленьких детей. Дети, которым волшебные сказки начинают рассказывать или читать слишком рано, в лучшем случае потом их просто не любят, в худшем - у них могут развиться всевозможные страхи и кошмары. Хочется отметить, что некоторые из сказок К. Чуковского также достаточно страшны для малышей, и их лучше читать не раньше пяти-шести лет.

А некоторые психологи считают, что дети, воспитанные только на положительных примерах, рано или поздно столкнутся с реальной жизнью, в которой хорошее тесно переплетено с плохим. Разве поможет им в этом случае полное отсутствие страха и опасений? Скорее навредит. На примерах историй из «страшных» сказок, прочитанных в соответствующем возрасте можно прививать правильные нормы поведения. И, поэтому, избегать таких сказок или переделывать их не стоит.

Вывод: однозначных рецептов не существует — в первую очередь нужно ориентироваться на реакцию малыша. Если он увлечен сюжетом и не боится Бабы Яги, то и вам этой почтенной старушки тем более незачем опасаться. 

Фото Елены Витальевны Гильмутдиновой (интернет-конкурс фотографий «С книгой вся моя семья», 2010 год)
Трехлетний ребенок продолжает осваивать мир c помощью подражания, поэтому чтение в этом возрасте желательно сопровождать изображением действия, происходящего на страницах книги. Например, мама широко раскрывает ладони и шевелит пальцами, показывая, как прилетает бабочка, потом надувает важно щеки и растопыривает руки - неуклюжий Топтыгин ковыляет по лесу. Таким образом, в сознании малыша выстраивается трехмерная картинка: он слышит, что читает ему мама о Мишке Косолапом, видит его изображение на рисунке и вдобавок с помощью маминых движений узнает, что такое неуклюжесть. После кроха сам попробует изобразить косолапого Мишку - в этом возрасте ему очень нравится быть "повторюшкой": попрыгать, как зайчик, махнуть хвостиком, как мышка, и разбить яичко, а потом поплакать над ним, как дед с бабой…

Также необходимо предоставлять ребенку возможность договаривать слова, фразы при чтении знакомых стихотворений, побуждать называть знакомые предметы, показывать их, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

Малыши любят «перечитывать» одну книжку много-много раз. Ведь каждый сюжет им нужно прожить, примерить на себя, «переварить» — так что не возмущайтесь: «Мы с тобой уже прочитали эту сказку, давай сегодня возьмем другую книжку!». Вы — прочитали, а ваш малыш — еще нет. Он еще читает. Не мешайте ему. Лучше раскрывайте книгу и начинайте с выражением про «яйцо в утке, утка в зайце»... К пяти годам воображение и мышление малыша развиваются до такого уровня, что он уже может уследить за хитросплетениями сюжета и переживаниями героев — но пока еще не так быстро, как это происходит у взрослых.

  

        

           Список литературы для детей 3 - 5 лет 

  • Народные сказки о животных
  • Балинт, А. "Гном Гномыч и Изюмка"
  • Барто А. Стихи («Девочка-ревушка», «Машенька», «Девочка чумазая» и др.)
  • Берестов В.Д. Стихи
  • Биссет Д. «Всё кувырком»
  • Блайтон Э. «Знаменитый утёнок Тим»
  • Данько В. стихи («Кто на свете всех родней» и др.)
  • Жори Д. «Приключения волшебника Васи»
  • Катаев В. «Дудочка и кувшинчик»
  • Козлов С.Г. Стихи и сказки («Львёнок и Черепаха», «Ёжик в тумане» и др.)
  • Кондратьев А.Н. «Живой огонек» 
  • Кротов В. «Червячок Игнатий и другие», «Как Игнатий играл в прятки»
  • Крюкова Т. "Автомобильчик Бип", «Паровозик Пых», "Кораблик"
  • Лебедева Г. «Как Маша поссорилась с подушкой», "Приключения огуречной лошадки"
  • Лунин В.В. Стихи и переводы
  • Маршак С.Я. «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Усатый-полосатый», «Где обедал, воробей?», «Кто колечко найдет» и др.
  • Миллер З. «Приключения Кротика» (серия книг)
  • Михалков С. стихи («А что у вас?», «Песенка друзей», «Фома», «Мой щенок» и др.)
  • Мошковская Э. Стихи
  • Муур Л. «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»
  • Петрушевская «Поросёнок Пётр едет в гости», «Поросёнок Пётр и машина»
  • Пляцковский М. «Дневник кузнечика Кузи», «Солнышко на память»
  • Поттер Б. Сказки с картинками («Флопси, Мопси и Ватный Хвост», «Мышка миссис Крохотуля», «Сказки кошки Табиты» и др.)
  • Прейсен А. «Про козлёнка, который умел считать до десяти», «Весёлый Новый год»
  • Приключения Пифа в рисунках В. Сутеева и пересказе Г. Остера.
  • Пройслер О. "Хёрбе Большая Шляпа"
  • Прокофьева С. «Машины сказки» («Маша и Ойка», «Сказка про соску», «Когда можно плакать», «Сказка о грубом слове „уходи", «Сказка о невоспитанном мышонке» и др.)
  • Самойлов Д. «Слоненок пошел учиться»
  • Сеф Р.С. «Ключ от сказки», «Храбрый цветок»
  • Сладков Н.И. Рассказы и сказки о природе
  • Снегирёв Г.Я. Рассказы о природе
  • Собакин Тим. Стихи и сказки
  • Степанов В. Стихи («Горница-узорница», «Ехали сни»)
  • Сутеев В.Г. Сказки и картинки («Яблоко», «Дядя Миша», «Ёлка», «Кот-рыболов», «Мешок яблок», «Капризная кошка» и др.)
  • Токмакова И. Стихи («Карусель», «Летний ливень» и др.)
  • Толстой Л.Н. Рассказы и сказки из «Азбуки»
  • Усачёв А.А. «Жили-были ежики», «Если бросить камень вверх», «Мы играли в паповоз…»
  • Хармс Д. Стихи («Веселые чижи», «Веселый старичок», «Удивительная кошка», «Кораблик», «Таксик и бульдог» и др.)
  • Хитрук Ф. «Топтыжка»
  • Цыферов Г.М. Сказки
  • Чаплина В.В. Рассказы о зверях
  • Чарушин Е. «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Почему Тюпа не ловит птиц», «Лисята», «Воробей»
  • Чижиков В. «Петя и медвежонок Потап»
  • Чуковский К.И. «Федорино горе», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Айболит» 

Составитель Е.В.Гильмутдинова

 
Голосование
Какие семейные традиции передаются из поколения в поколение в вашей семье?
 
Читать подано
Алессандро Барикко "Эммаус"

    

Яндекс.Метрика