Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
с 3 до 5 лет |
Что читать ребенку с 3 до 5 лет Для этого возраста очень подходят многочисленные книжки Владимира Сутеева ("Под грибом", "Палочка-выручалочка", "Яблоко" и др.), многие стихотворные сказки Корнея Чуковского, стихи Самуила Маршака, а также его переводы детских английских стишков ("Перчатки", "В гостях у королевы", "Кораблик", "Шалтай-Болтай" и др.). Сюда же относятся народные сказки о животных ("Хвосты", "Кот и лиса", "Лисичка со скалочкой" и др.), басни Сергея Михалкова и многие другие истории. Эти истории уже немного длиннее; как правило, они состоят из нескольких отдельных эпизодов, связанных по смыслу. Взаимоотношения героев становятся чуть-чуть более сложными, усложняются диалоги; для понимания этих историй малышу нужен больший запас слов. По мнению многих психологов, по-прежнему остаётся важным хороший конец и отсутствие слишком страшных событий. Поэтому знакомство с большинством волшебных сказок лучше отложить до шести-семи лет. Даже "Красная Шапочка" часто пугает маленьких детей. Дети, которым волшебные сказки начинают рассказывать или читать слишком рано, в лучшем случае потом их просто не любят, в худшем - у них могут развиться всевозможные страхи и кошмары. Хочется отметить, что некоторые из сказок К. Чуковского также достаточно страшны для малышей, и их лучше читать не раньше пяти-шести лет. А некоторые психологи считают, что дети, воспитанные только на положительных примерах, рано или поздно столкнутся с реальной жизнью, в которой хорошее тесно переплетено с плохим. Разве поможет им в этом случае полное отсутствие страха и опасений? Скорее навредит. На примерах историй из «страшных» сказок, прочитанных в соответствующем возрасте можно прививать правильные нормы поведения. И, поэтому, избегать таких сказок или переделывать их не стоит. Вывод: однозначных рецептов не существует — в первую очередь нужно ориентироваться на реакцию малыша. Если он увлечен сюжетом и не боится Бабы Яги, то и вам этой почтенной старушки тем более незачем опасаться.
Трехлетний ребенок продолжает осваивать мир c помощью подражания, поэтому чтение в этом возрасте желательно сопровождать изображением действия, происходящего на страницах книги. Например, мама широко раскрывает ладони и шевелит пальцами, показывая, как прилетает бабочка, потом надувает важно щеки и растопыривает руки - неуклюжий Топтыгин ковыляет по лесу. Таким образом, в сознании малыша выстраивается трехмерная картинка: он слышит, что читает ему мама о Мишке Косолапом, видит его изображение на рисунке и вдобавок с помощью маминых движений узнает, что такое неуклюжесть. После кроха сам попробует изобразить косолапого Мишку - в этом возрасте ему очень нравится быть "повторюшкой": попрыгать, как зайчик, махнуть хвостиком, как мышка, и разбить яичко, а потом поплакать над ним, как дед с бабой…
Также необходимо предоставлять ребенку возможность договаривать слова, фразы при чтении знакомых стихотворений, побуждать называть знакомые предметы, показывать их, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?». Малыши любят «перечитывать» одну книжку много-много раз. Ведь каждый сюжет им нужно прожить, примерить на себя, «переварить» — так что не возмущайтесь: «Мы с тобой уже прочитали эту сказку, давай сегодня возьмем другую книжку!». Вы — прочитали, а ваш малыш — еще нет. Он еще читает. Не мешайте ему. Лучше раскрывайте книгу и начинайте с выражением про «яйцо в утке, утка в зайце»... К пяти годам воображение и мышление малыша развиваются до такого уровня, что он уже может уследить за хитросплетениями сюжета и переживаниями героев — но пока еще не так быстро, как это происходит у взрослых.
Список литературы для детей 3 - 5 лет
Составитель Е.В.Гильмутдинова |