Главная
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
        Апатиты – город мой     Правовая помощь     Родителям и педагогам     Хобби-клуб Версия   Главная Написать письмо Канал YouTube Вконтакте Карта сайта Контакты

Широкая масленица


Подготовка к празднику и встреча Масленицы

Масленичное объедение

Катание на лошадях

Ледяные горки

Кулачные бои и взятие снежного городка

Чествование молодоженов и «тёщины блины»

Чучело Масленицы

Проводы Масленицы

Список литературы 


 

В конце февраля – начале марта мы отмечаем весёлый праздник - Масленицу или Проводы зимы.

Из всех современных праздников Масленица - самый древний праздник. До XXI века наши предки встречали Новый год в марте. А в конце февраля праздновали Масленицу – провожали зиму и старый год. Прихода весны на Руси всегда ждали с большим нетерпением, радовались солнцу, теплу после холодной, долгой зимы. Приход весны означал начало работ в поле, продолжение жизни, новый урожай.

Поэтому это был самый шумный, веселый, разгульный праздник, который не оставлял безучастными ни старых, ни малых, ни холостых, ни семейных, ни богатых, ни бедных. Основные составляющие праздника - обилие еды (главное блюдо - блины), катание с гор и на лошадях, чествование молодоженов и проводы Масленицы (костры).

Рассказ о Масленице следует начать с эпитетов, которыми народ удостоил этот праздник, и названий дней, в него входящих. Ни один праздник не имел столько эпитетов - уважительных и фамильярно-грубоватых. Масленицу называли веселой, честной, широкой, госпожой, боярыней, широкорожей, объедухой, блиноедкой, обманщицей, вертушкой и т.п. У Масленицы все дни поименованы, и перечень их представляет, собственно, масленичную программу, сценарий праздника.

  

Понедельник - встреча.

 

Вторник - заигрыши.

Среда - лакомка (в этот день обычно зять приходил к теще на блины).

Четверг - разгул, широкая Масленица, перелом.

Пятница - тещины вечера, вечёрки (теперь зять приглашал тещу на блины).

Суббота - золовкины посиделки.

Воскресенье - проводы, Прощеный день.

 

Масленичную неделю не случайно называют «сплошной». На протяжении семи дней еду не убирали со стола (во всяком случае, традиционные блины должны были стоять там все время). С утра до позднего вечера шли народные гулянья. Все - от мала до велика - принимали участие в праздничном веселье, исключение составляли только больные и немощные люди.

 


 

Подготовка к празднику и встреча Масленицы

Во многих местах подготовку к Масленице начинали загодя, с предшествующей недели. Женщины старались, как говорили, «вымыть дом от чердака до подполья», придать ему праздничный вид. И конечно, заранее припасали продукты.

Масленичная неделя в православном церковном календаре именуется мясопустной или сырной и рассматривается как подготовка к самому длительному - Великому посту, завершающемуся Светлым Христовым Воскресением - Пасхой. Это полупост, когда уже нельзя есть мясо, но еще можно употреблять молочные продукты.

Началом Масленицы считалось воскресенье - «мясное заговенье», когда в последний раз ели мясо.

Первыми встречали Масленицу дети. Они же громко оповещали о прибытии «дорогой гостейки».

В субботу или воскресенье перед Масленицей в селения возвращались мужики, ездившие в город или на ближайшую ярмарку за покупками к празднику. Ребятишки, заранее насобирав изношенные лапти, выбегали навстречу возвращавшимся с вопросом: «Везешь ли Масленицу?» Кто отвечал: «Нет», того закидывали лаптями. Ребятня утром первого масленичного дня взбиралась на ледяные горы и, съезжая с них, выкрикивала: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»

Вверх

Масленичное объедение

Пожалуй, наиболее характерной особенностью Масленицы были и остаются блины. Само название праздника говорит о том, что в это время ели очень много масленой пищи — «блинов масленых». Существовало множество шуточных текстов по поводу пристрастия к блинам:

Пришла Маслена неделя,

Была у кума на блинах.

У кума была сестрица,

Печь блины-то мастерица.

Напекла их кучек шесть -

Семерым их не поесть.

А сели четверо за стол,

Дали душеньке простор,

Друг на друга поглядели,

И — блины-то все поели!

В первые дни праздника дети с утра обходили дворы односельчан, поздравляли с наступлением Масленицы, побуждали хозяек заняться прямым масленичным делом - печением блинов. В ответ на поздравление ребята требовали угощения.

Русский человек знал толк в блинах, ценил как обилие их, так и «блинное разнообразие». Блины пеклись из разной муки - пшеничной, ржаной, гречневой, овсяной, ячменной; на дрожжах и на яйцах; большие - во всю сковороду, маленькие с чайное блюдечко: пышные, толстые и тонкие, почти прозрачные. К блинам подавались разные приправы: яйца, сметана, творог, варенье, рыба, икра и всевозможные грибные-овощные блюда.

Блины - это самое простое, примитивное мучное изделие, архаическая форма обрядового хлеба; и символ солнца (по виду и цвету) в преддверии весны, сева; и  поминальная еда, связывающая предков с живыми потомками.

Особое внимание уделялось первому испеченному блину: «На Масленице первый блин - за упокой». В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопших или клался на слуховое окошко для душ родительских. В селах по берегам Онежского озера «блин, испеченный на Масленицу первым, убирали за икону, чтобы дожить до следующей Масленицы».

Масленичное чревоугодие, разумеется, не ограничивалось блинами. По русским привычкам и представлениям о настоящем празднике, стол должен был ломиться от сытной и обильной еды и от хмельных напитков.

Как правило, гости не сидели долго. Отведав масленичных яств, они вставали, благодарили хозяев и отправлялись в другой дом, где опять ели и пили. В каждом доме всегда кто-нибудь оставался для приема гостей.

Причина масленичной неумеренности в еде часто видится в желании наесться, «заговеться» на долгий пост. Надо иметь в виду и присущее крестьянину понимание праздничного времени, которое обязательно включает в себя «сплошное столованье» (что недопустимо в будни).  Что касается еды, то ее в эту неделю не ели, не вкушали, а уничтожали, и это подлинно обрядовое уничтожение. В основе этого явления - магия плодородия: много съели — должен быть богатый урожай.

Вверх

 

Катание на лошадях

На картинах русских художников Б. Кустодиева, П. Грузинского Масленица - это сани с впряженными в них лошадьми, несущимися во весь опор по зимней дороге под залихватский перезвон колокольчиков на дуге; это снежная пыль из-под копыт, песни и наяривание гармошек, цветастые шали, тулупы нараспашку; свист ветра в ушах и раскрасневшиеся лица. Катались по своей деревне с заездом в соседние, объезжали целиком приход, состоящий из крупного села и расположенных в его округе деревень. Знаменитые тройки с бубенцами заполоняли города и пригороды.

Отличительной особенностью масленичных катаний на лошадях было «красование» девушек и молодых женщин, выражавшееся в демонстрации нарядов, а также в стремлении как можно лучше украсить сбрую лошадей и сани. В Прощеное воскресенье катались на лошадях в самых лучших нарядах, было положено несколько раз менять наряд. Интересны некоторые детали щегольства девушек и молодиц: усаживаясь в сани, они «подвертывали сзади шубу, чтоб показать дорогой мех, и не надевали перчаток, чтоб показать, сколько у них колец».

В один из последних дней Масленицы парни должны были катать приглянувшихся им девушек. «Женихи» из всей округи съезжались в село и переманивали друг у друга будущих невест, загоняя ради них лошадей, стараясь привлечь внимание не только упряжью и конями, но и своей удалью, щедростью, готовностью «выложиться» перед девичьей компанией.

В рамках календарного праздника езде на лошадях (конь олицетворял собой солнце) приписывалась большая магическая сила. «Чем активнее, веселей катание, тем лучше будет урожай».

Вверх

 

Ледяные горки

Катание на лошадях обычно сменялось катанием с ледяных гор - не менее популярной зимней забавой.

Дети катались с гор в течение всей Масленицы, молодежь и взрослые присоединялись к ним позже, со среды или четверга.

Ожидая Масленицу, готовили «катушки»: заливали водой спуски с гор, холмов, берегов рек и обязательно накатывали их (это задание с удовольствием выполняли дети и подростки). В тех местах, где не было естественных возвышенностей, сооружали деревянные горы.

Катались с гор на санях, салазках, обледенелых рогожах, на залитой водой и подмороженной коровьей шкуре. Дети использовали простые круглые ледяшки - куски льда, приспосабливали старое большое сито - в него набивали сено, а снизу поливали водой и замораживали. Скатываться на таких ледяшках было особенно весело, потому что они вертелись, крутились, правда, удержаться на них непросто, тут нужен определенный навык.

Безусловно, катание с гор - развлечение, полное острых ощущений, радостное и веселое. Но за ним стояло и нечто более серьезное.

По спуску с горы судили о собственной судьбе: кто в первое масленичное катание съехал с ледяной горы благополучно, тому предстоит хороший год; чем дольше и дальше скатишься, тем длиннее будет твоя жизнь. Молодые отцы брали на руки новорожденных (грудных) сынишек и спускались с ними с горы - чтобы наследник хорошо вошел (въехал) в жизнь, был здоровым, сильным, храбрым и скорым на все дела.

В Масленицу девушкам и парням полагалось много и шумно кататься с гор. У поморов, к примеру, принято было за правило, чтобы у каждой девушки были свои горочные санки, «так как от этого зависела возможность пригласить парня для катания с горы, что имело важное значение в глазах всей группы молодежи».

Вверх

 

Кулачные бои и  взятие снежного городка

Масленичное веселье включало в себя и силовые игры, среди которых наиболее распространенными были кулачные бои и взятие «снежного городка».

Кулачные бои имели две главные разновидности: бились «сам на сам» (каждый сам за себя, против всех) и «стенка на стенку» (одна группа против другой). В «кулачках», как нередко в народе называлась эта забава, принимало участие практически все мужское население. Устраивались такие бои на «широкой Масленице» - в четверг или пятницу.

Поразмять на Масленичной неделе косточки «в драке кулаками для забавы, для молодечества» одинаково любили и крестьяне, и горожане; кулачные бои в городах и крупных селах нередко принимали грандиозный характер, иногда заканчиваясь и тяжелыми увечьями. У кулачников существовали строгие неписаные правила ведения боя, будь то рукопашная схватка один на один, стенка на стенку, или самый древний вид — «свальный бой» (бойцы одной партии шли на противника не стенкой, а врассыпную). Например, биться следовало «по любви», то есть «не иметь сердца» на противника; за­прещалось бить лежачего, наносить удары сзади, брать в руки предметы, утяжелявшие удар (скажем, кастет, камень). Правила «стеночного» боя включали и такое положение: «лежачий в драку не ходит», что означало: «боец, сбитый на землю и оказавшийся при наступлении противной „стенки" в тылу ее, не имел права встать и снова вступить в бой; для этого ему надо было достичь пределов своей „стенки", обежав вокруг поля боя».

Повсеместно соблюдался особый порядок выхода на бой. Обязателен был ритуальный зачин - «задирание», «похвальба»: перед началом схватки с обеих сторон в адрес друг друга раздавались насмешки с целью раззадорить, задеть противника, вывести его из равновесия. Когда словесная перебранка достигала высшей точки, в бой двумя партиями вступали подростки 12-14 лет. После того как определялся перевес одной из сторон, в бой спешили, защищая своих, «выростки» 15-17 лет, младшие же в обязательном порядке выходили из игры. За «выростками» на поле шли мужики, и тогда начинался «заправский» бой. В нем тоже соблюдалась очередность: первыми в кулачное противоборство вступали «женихи» - холостые парни лет 18-23. Через некоторое время они переходили на фланги двух выступивших вперед рядов взрослых - «женатых». Последних иногда сменяли «старики», особенно если бой принимал опасный характер и «взрослые» не могли вовремя остановиться; и только при появлении на поле «стариков» заканчивали сражение.

Бой иной раз длился несколько часов. По окончании его борцы расходились по домам, горячо обсуждая ход и результаты сражения. Зла обычно никто не держал, и поставленный проигравшими «выкуп» распивался всеми на равных.

Взятие снежного городка - излюбленная потеха сибиряков. Это, так сказать, «визитная карточка» сибирской Масленицы. 

Из снега и ледяных глыб возводились настоящие крепости с арками, башнями, высокими стенами, которые иногда украшались ледяными скульптурами. Чтобы закрепить сооружение, его обливали водой, что, кстати, делало поверхность крепости скользкой и трудной для штурма. Защитники крепости («городка»), вооруженные снежками разной величины — «пулями» и «ядрами», отбивались от нападающих, которые стремились прорваться в укрепление и развалить его - «взять», «сломать город». Штурмующие крепость мальчишки обычно вооружались метлами и помелами.

После взятия городка предводителя атакующей стороны (атамана) нередко купали в проруби. Затем начиналось всеобщее угощение - приносили блины и выставлялось ведро водки, остальная еда - по обстоятельствам и возможностям. В конце концов все с песнями расходились по домам.

Вверх

  

Чествование молодоженов и «тёщины блины»

 

Повсеместно Масленица считалась праздником молодоженов, ведь от Крещения до Масленицы было время свадеб. Односельчане оценивали и благословляли новые семейные пары, выказывая им внимание и почет. Обряды, в которых участвовали молодожены, призваны были прилюдно продемонстрировать любовь молодых и закрепить их союз.

Происходило это следующим образом. Сани с молодыми подъезжали к горе в то время, когда там собиралось много мужиков и холостых парней. Как только молодой поднимался на гору, мужики кричали: «Молодую такого-то на горку!» Она, услышав приглашение, выходила из саней и, отвесив поклоны на все четыре стороны, шла к ожидающему ее мужу. Поднявшись на гору и еще раз отмерив три низких поклона, молодая жена садилась к супругу на колени, целовала его два или три раза. Собравшиеся на горе, как правило, не довольствовались «такою малою любезностию новобрачных» и держали санки, заставляя молодоженов целоваться десять раз и более, и только тогда отпускали сани, подтолкнув их. Съехав с горы, они вновь целовались. Все считали количество поцелуев, а называлось это «солить рыжики на пост». По традиции, скатиться по одному разу должны были все молодые пары деревни, села.

Ещё молодожены, обязательно нарядные, «выезжали на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе. К тестю и теще, сватам и дружке новобрачные ездили с «отдарками». В качестве таковых часто выступали пряники с узорными надписями, вроде «От милого подарок дороже золота», «Чин чина почитай, и подарок не забывай», «За все благости наше низкое челобитьице».

Однако самым главным событием, связанным с молодоженами и справляемым по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала (если зять был по душе) настоящий пир. В некоторых местах «тещины блины» приходились на «лакомки», то есть в среду, в других были приурочены к пятнице. Главное внимание уделялось, разумеется, самому молодому, новоиспеченному зятю.

Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу устраивали «тещины вечерки» - зятья приглашали тещ на блины.

Посещению тещи, особенно в первые для ее дочери годы замужества, предшествовало почетное приглашение - зятю положено было накануне вечером лично пригласить тещу со всей ее родней, а утром прислать за ней нарядных «зватых». Чем больше являлось «зватых», тем больший почет оказывал зять матери своей жены.

Званая теща обязана была с вечера прислать «от себя» все необходимое для печения блинов: сковороду, половник, кадушку для опары, а тесть дарил мешок муки и коровье масло. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и было поводом к вечной вражде между тещей и зятем, между родней мужа и родней жены.

«Золовкины посиделки» устраивала новобрачная невестка. Она приглашала в гости своих родственников, ориентируясь на возраст и семейное положение сестер мужа: для золовок-девушек невестка созывала своих подруг-девиц, для замужних - женатые пары.

Вверх

Чучело Масленицы

Принято считать, что обязательной принадлежностью масленичного веселья является соломенная фигура Масленицы. На самом деле это зафиксировано далеко не везде. Но там, где чучело изготавливали, оно становилось центральной фигурой и сосредотачивало вокруг себя множество игровых действий. Куклу (чучело) из соломы старались сделать довольно больших размеров. Это могла быть крестообразная перекладина из двух палок, на которые наворачивалась солома, или обычный соломенный сноп. Верхнюю его часть оформляли как голову Масленицы, а нижняя становилась ее «телом». Для увеличения роста Масленицы сноп насаживали на длинный шест. Такую Масленицу наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком и «обували» в лапти; в иных местах на нее надевали кофту, сарафан или юбку, «голову» ее повязывали платком, затем усаживали (ставили) в сани и везли под песни на гору. Там происходила встреча Масленицы (в зависимости от местных традиций, в понедельник или четверг). 

В некоторых местах России наряду с большой Масленицей изготавливали и маленькие, домашние Масленицы, которых называли дочками общей героини Масленичной недели, ее младшими сестренками. Такие соломенные куклы с белым тряпичным лицом выставлялись на окно или во дворе, когда молодые приходили к "теще на блины": они должны были символизировать крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи.

Вверх

Проводы Масленицы

В воскресенье - Прощеный день - устраивали проводы Масленицы. Главным элементом этого дня становился костер. С утра ребятишки и подростки собирали дрова для костра - жечь Масленицу.

Молодежь в санях с чучелом Масленицы, с песнями и шумом ездила по окрестным селениям до темноты. А поздно вечером выезжала на поле, засеянное озимым хлебом, и здесь на приготовленном костре сжигали чучело.

У костра собиралось много народу. С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли: «Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай!». Девушки жалобными голосами выводили: «Сударыня-Масленица, протянися!». Парни же выкрикивали, поджигая костер: «Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела!».

В костер кидали оставшиеся блины: «Гори, блины, гори, Масленица!». Детям, наблюдавшим, как пламя поглощает последние блины, а иногда и вылитое в него молоко, объясняли: «Не будет больше блинов, молочка, маслица - все сгорело! Потерпите до Пасхи».

Парни, мальчишки, веселящиеся вокруг костра, нарочно перемазывались сажей и старали,сь других выпачкать, в первую очередь, конечно же, девушек. К ним присоединялись зятья, молодые мужики, которым доставляло большое удовольствие мазануть сажей тещ: «Теща, люли, поджаривай блины!»

Затухающий костер был знаком к окончанию веселья, шуток, беснований у огня, катаний с гор и на лошадях. Смолкали масленичные песни - до следующего года. Однако настоящим финалом обряда Масленицы было растаскивание золы, остатков костра. Их разбрасывали по огородам и полям, передавая «горячность» и силу масленичного огня еще холодной, не пробудившейся земле.

Последним актом масленичного празднества был ритуал прощения-прощания, давший название завершающему дню - Прощеное воскресенье.

Прощаясь, люди как бы перекидывали мостик от веселой широкой Масленицы к строгому Великому посту.

В народном названии воскресенья соединились два смысла: простить (дать, получить прощение) и проститься (прощаться). В преддверии Великого поста люди, стремясь очиститься от всего греховного, просили друг у друга прощение.

В Прощеное воскресенье во многих местах посещали кладбища, оставляли на могилах блины и, поклонясь праху родных, просили у них прощение.

За Масленицей начинается другой, новый виток жизни. Люди вступали в долгий Великий пост, символически повторяя, проживая путь Христа на Голгофу и к Светлому Воскресению.

Вверх


 

 Список литературы

 

Котова, И. Русские обряды и традиции. - Санкт-Петербург: Паритет, 2006. - 236 с.

Местонахождение: сектор художественной и детской литертуры.

Лаврентьева, Л. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор. -  Санкт-Петебург: Паритет, 2004. - 445 с.

Местонахождение: все библиотеки.

Палаццески, Р. Праздники. Традиции. Обычаи. - Москва: Махаон, 2005. - 64 с.

Местонахождение: городская детско-юношеская библиотека, библиотека семейного чтения, сектор художественной и детской литературы.

Вверх


Составитель С. Смычкова

 
Голосование
Какие семейные традиции передаются из поколения в поколение в вашей семье?
 
Читать подано
Кетро, М. «Бродячая женщина»

    

Яндекс.Метрика