Главная
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
        Апатиты – город мой     Правовая помощь     Родителям и педагогам     Хобби-клуб Версия   Главная Написать письмо Канал YouTube Вконтакте Карта сайта Контакты

Театр. Люди. Книги

"Российский театр имеет огромную, славную историю,

и он вполне достоин того, чтобы провести

в нашей стране Год театра".

А. Калягин

Указом Президента Российской Федерации 2019 год объявлен Годом театра в России.

Основные задачи проведения Года театра в России связаны с сохранением и популяризацией лучших отечественных театральных традиций и достижений; доступностью лучших образцов театрального искусства для жителей разных городов, совершенствованием организации театрального дела и привлечением внимания к вопросам театрального образования.

Театр - это удивительный и завораживающий мир, который издавна привлекал к себе ценителей прекрасного. Он знавал разные времена, переживал периоды упадка и повального увлечения сценой. Ни кинематограф, ни телевидение, ни Интернет не сумели вытеснить это волшебство из жизни современных людей. Прошли столетия, а театр остается самым любимым и востребованным видом искусства. 


Цитаты о театре

Театральная жизнь в книгах

Русские писатели на сцене домашних театров

Театр глазами русских художников

Интересные факты из истории театра

Необычные театры России

Памятники и скульптуры, посвященные театру в России


Цитаты о театре


Театр — это место, где искусство живо, и цитаты про театр, сказанные из уст разных авторов, пытаются донести эту мысль.

***

Всю жизнь я был пришиблен любовью к актёру.

Владимир Иванович Немирович-Данченко

Театр – это актёр, хотя бы ведущая роль принадлежала драматургу, и театральное искусство есть, прежде всего, актёрское искусство.

Владимир Иванович Немирович-Данченко

Всякий другой художник может творить, только когда им владеет вдохновение. Но художник сцены должен сам владеть вдохновением и уметь вызывать его тогда, когда оно значится на афише спектакля.

Константин Сергеевич Станиславский

Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь.

Константин Сергеевич Станиславский

Единственный царь и владыка сцены - талантливый артист.

Константин Сергеевич Станиславский

***

Что же такое театр? О, это истинный храм искусства!

Виссарион Григорьевич Белинский

Драма – «это высший род поэзии, венец искусства».

Виссарион Григорьевич Белинский

Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь… Эта такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра.

Николай Васильевич Гоголь

Актеры не любят, когда их убивают во втором акте четырехактной пьесы.

Илья Ильф

Всякий, кому будет принадлежать честь дальнейшего развития русского репертуара, неминуемо должен будет пройти под творческой аркой Горького после того, как минует он улицы и площади Гоголя, Островского и Чехова.

Леонид Максимович Леонов

Театр не отображающее зеркало, а - увеличительное стекло.

Владимир Владимирович Маяковский

Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не самую пьесу: пьесу можно и прочесть.

Александр Николаевич Островский

Если меня спросят, что самое главное, основное в драматургии, - я отвечу – язык… В пьесе часто в одной фразе должно содержаться то, что в рассказе потребовало бы целой главы.

Константин Андреевич Тренёв

***

Театр не есть страна реального. В ней картонные деревья, полотняные дворцы, тряпичное небо, стеклянные бриллианты, поддельное золото, румяна на щеках, солнце, выходящее из земли. Театр в то же время есть страна настоящего: на сцене человеческие сердца, за кулисами человеческие сердца и в зрительном зале – человеческие сердца.

Виктор Гюго

Я не знаю профессии, которая требовала бы более изысканных форм и более чистых нравов, чем театр.

Дени Дидро

Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять светом наш мозг. Пусть же учат народ видеть вещи, людей, самого себя и ясно судить обо всем этом. Радость, сила и просвещение — вот три условия народного театра.

Ромен Роллан

Порой наименьшее удовольствие в театре получаешь от пьесы. Я не раз видел публику, которая была интереснее актеров, и слышал в фойе диалог, превосходивший то, что я слышал со сцены.

Оскар Уайльд

Насколько живое воспроизведение действует сильнее, чем мертвая буква и холодный пересказ, настолько сцена производит более глубокое и длительное впечатление, чем мораль и законы.

Иоганн Фридрих Шиллер

Все то, что чувствует наша душа в виде смутных, неясных ощущений, театр преподносит нам в громких словах и ярких образах, сила которых поражает нас.

Иоганн Фридрих Шиллер

Вверх


Театральная жизнь в книгах


"Театр – это искусство отражать жизнь", - сказал однажды великий русский театральный режиссер Константин Сергеевич Станиславский. Книги, представленные в подборке "Театральная жизнь" являются ярким тому подтверждением. Они иллюстрируют и дополняют слова известного театрального деятеля. Художественные и документальные произведения русских и зарубежных авторов о театре, артистах, спектаклях будут интересны самым преданным поклонникам Мельпомены. Это классика и современная литература, театральные детективы и секреты закулисья, а также мемуары и воспоминания знаменитых театральных деятелей.


Театральный роман

Театр для зрителя – это таинство, загадка. Он манит, но при этом не открывает свои двери. Увлекательные романы, сюжет которых связан с театром, приоткроют кулисы и дадут возможность читателю вдохнуть атмосферу театрального мира, закрытого для посторонних глаз.


Булгаков, М. А. Театральный роман. - Москва: ЭКСМО-Пресс, 1999. - 672 с.

Неоконченный роман Михаила Афанасьевича Булгакова написан от первого лица, от имени некоего писателя Сергея Леонтьевича Максудова. Он рассказывает о театральном закулисье и писательском мире. В романе Булгакова запечатлены (естественно, под псевдонимами!) основоположники Художественного театра: знаменитые актеры, режиссеры, секретари, администраторы. Предпосылкой к созданию этого шедевра послужил конфликт Булгакова с главным режиссером МХАТа Константином Сергеевичем Станиславским по поводу постановки пьесы "Кабала святош". Поэтому "Театральный роман" содержит далеко не добрые шаржи как на Станиславского (в романе - Иван Васильевич) и Немировича-Данченко (Аристарх Платонович), так и на многих других сотрудников МХАТа.

Местонахождение: все библиотеки.


Галина, М. Автохтоны. - Москва: АСТ, 2015. - 350 с.

Действие романа разворачивается в старинном городе, своеобразной культурной столице пограничья, соединяющего (и одновременно разъединяющего) Восточную и Западную Европу. В город со своей историей, с прошлым приезжает некий искусствовед, разыскивающий следы канувшей в лету авангардной арт-группы 20-х годов «Алмазный витязь», которая участвовала в очень странной, судя по упоминаниям мемуаристов, постановке спектакля–оперы "Смерть Петрония". Обращаясь к давно забытому прошлому, герой все глубже погружается в сегодняшнюю жизнь города и его артистической среды, и чем ближе он приближается к разгадке, тем активнее реагирует на его появление город и его обитатели.

Чувственный и чувствительный, эмоционально взвинченный мир театра перетекает в мир реальный, и уже не разберешь, где реальность, а где вымысел.

Местонахождение: центральная библиотека.


Гончарова, М. Б. Четвертый звонок. - Санкт-Петербург: Азбука, 2013. - 341 с.

Этот сборник рассказов посвящен театру. Автор много лет руководила подростковым театром "Трудный возраст". В своей книге она делится самыми разными историями о том периоде своей жизни. Все рассказы наполнены любовью автора к театральному искусству. Отличительная черта прозы Марианны Гончаровой — яркая театральность. В этой книге, как и во всяком талантливом театре, если и есть вымысел и преувеличение, то они абсолютно органичны. Ее герои, взятые, казалось бы, из реальной жизни, становятся действующими лицами и персонажами удивительных драм и комедий. При этом они играют свои роли с таким юмором и обаянием, так достоверно и убедительно, что начав читать, поневоле ловишь себя на желании зааплодировать. Как в театре…

Местонахождение: библиотека им. Л. А. Гладиной.


Готье, Т. Капитан Фракасс. - Москва: Правда, 1985. - 464 с.

"Капитан Фракасс" – один из самых популярных историко-приключенческих романов Теофиля Готье. Благословенная Франция времён царствования Людовика XIII. Барон де Сигоньяк — молодой дворянин древнего и славного, но обедневшего рода, коротает свои дни в полуразрушенном замке в обществе лишь старого слуги. Однажды в замке барона останавливается труппа бродячих артистов. Молодой барон, разочарованный в своей жизни, глядя, как беззаботно живут и радуются актеры, решает оставить родовое гнездо и присоединиться к труппе комедиантов. Самым сильным стимулом ему служит молодая и прекрасная Изабель, к которой у героя возникает любовь с первого взгляда. Вместе с актерами он несет все тяготы бродячей жизни, а когда один из артистов умирает, занимает его место в театре.

На долю романтических героев книги и их верных друзей выпадает немало испытаний и приключений. Но все, как в детской сказке, закончится хорошо. Влюбленные соединятся, и обитель горести станет обителью счастья. "Поистине, судьба знает, что творит!"

Местонахождение: все библиотеки.


Драбкина, А. В. Марина. - Ленинград: Советский писатель,1985. - 408 с.

Героиня романа Марина Морозова - натура яркая, одаренная. В первой части произведения ("Семеновна") рассказывается о ее деревенском детстве; действие второй части, "Охтинский мост", происходит на заводе, куда Марина поступает работать после школы. Здесь она находит друзей, взрослеет, учится понимать жизнь,и ощущает в себе тягу к искусству. Третья и четвертая части романа ("Несуществующие предметы" и "Школа переживаний") разворачиваются в Театральном институте, студенткой которого становится Марина. Писательница рассказывает о первых шагах в искусстве будущих актеров, о становлении их характеров, о нравственном возмужании, об ответственности за каждый свой поступок, за каждое принятое решение.

Местонахождение: центральная библиотека, библиотека №1.


Драйзер, Т. Сестра Керри. - Москва: Художественная литеpатуpа, 1987. - 382 с.

"Сестра Керри" — один из известнейших романов Теодора Драйзера. Керри — 18-летняя особа, которая оставляет свою семью в провинции и отправляется к своей сестре в Чикаго в поисках лучшей жизни. Четыре доллара в кармане и скудные пожитки — все, что есть в ее распоряжении. Ах да, еще симпатичное личико и осиная фигурка! Это и есть залог ее успеха. Девушке придется пройти долгий и тернистый путь к славе знаменитой актрисы - любимицы публики.

Местонахождение: все библиотеки.


Леру, Г. Призрак оперы. - Москва: КРИМ-ПРЕСС, 1993. - 480 с.

Призрак Оперы действительно существовал. Подтверждением этому служит один из самых нашумевших французских романов рубежа XIX-XX веков. Книга принадлежит перу мэтра полицейского романа, но по жанру "Призрак Оперы" ближе к традициям готического романа. В нем и мистика, и романтика, и фундаментальный сказочный сюжет о Красавице, Чудовище и любви, которая поможет преодолеть все. С первой и до последней страницы Гастон Леру держит читателя в напряжении. Возможно, именно здесь кроется одна из причин того, что этот сюжет в XX веке не раз получал новое воплощение, достаточно вспомнить одноименный фильм, а также мюзикл Эндрю Ллойда Вебера.

Местонахождение: библиотека № 1, библиотека им. Л. А. Гладиной.


Моэм, С. Театр. - Москва: КРИМ-ПРЕСС, 1993. - 480 с.

Тонкая, едко-ироничная история актрисы, чья жизнь имеет смысл и ценность только на подмостках театра – это её детище, её будни, её уик-энды, её психотерапия и её возможность заняться самолюбованием. Несмотря на свой возраст, ей скоро пятьдесят, Джулия уверена в себе, а потому, не смущаясь, заводит роман с молоденьким пареньком и попадает в водоворот страстей, ревности и театральных интриг.

"Ярмарка тщеславия" бурных двадцатых? Или неподвластная времени увлекательнейшая книга, в которой каждый читатель находит что-то лично для себя? "Весь мир - театр, и люди в нем - актеры!" Так было - и так будет всегда!

Местонахождение: библиотека им. Л. А. Гладиной.


Пристли, Д. Б. Добрые друзья. - Москва: АСТ, 2012. - 701 с.

Сентиментальный и трогательный роман о путешествиях необычной театральной труппы странствующих актеров. Благопристойная старая дева-антрепренер – и легкомысленный юный танцор. Бывший школьный учитель – завзятый враль музыкант. Обаятельная супружеская пара – и красавица, обреченная рано или поздно стать настоящей звездой. Этой компании было суждено встретиться и попасть в труппу бродячих актеров, разъезжающих по городам Англии в погоне за славой, успехом и приключениями. Героев этой эксцентричной компании привели на улицу разные обстоятельства, и каждому из этих очень разных людей нашлось место в труппе гастролеров. И каждому теперь придется привыкнуть друг к другу, вырасти в новом амплуа, а заодно помочь друг другу найти свое место в жизни.

Местонахождение: центральная библиотека.


Рот, Ф. Театр Шаббата. - Санкт-Петербург: Амфора, 2009. - 476 с.

В центре романа — история Морриса Шаббата, талантливого кукольника, страстного любовника, человека, не привыкшего следовать общепризнанным правилам и нормам, человека, который бросает вызов не только обществу, но и самой жизни.

Ему не слишком везет по жизни — он несимпатичен, с женой отношения не ладятся, любовница и вовсе умирает от смертельной болезни. Во время его пребывания в Нью-Йорке помощь и крышу над головой он может получить от друзей... точнее, бывших друзей, которых он обманывает и обкрадывает. В итоге Шаббат совершает неудачную попытку самоубийства, и значит, его что-то держит в этом мире, и у него тоже есть свое предназначение.

Местонахождение: центральная библиотека.


Рубина, Д. И. Синдром Петрушки. - Москва: Э, 2016. - 428 с.

История кукольника Петра Уксусова и его любимой девушки Лизы потрясает, завораживает, удивляет и вызывает море эмоций.

Петр познакомился с настоящим кукольником в начальных классах школы. Тогда же ему впервые открылась вся красота и прелесть этой работы. Он узнал, что кукла по-настоящему оживает только в руках мастера, а до тех пор остается просто игрушкой, бесполезной вещью. Его завораживал этот необыкновенный мир, в который он был готов погрузиться полностью и без остатка. Петр страстно любит свою жену Лизу и фанатично предан своей работе. Он создает марионеток. Главным его шедевром становится точная копия Лизы. Герой одержим своим творением, грань между вымыслом и реальностью, куклой и живой женщиной стирается в его воображении. Ведь самая увлекательная игрушка — это чужая жизнь…

Местонахождение: центральная библиотека.


Санд, Ж. Консуэло. - Харьков: Фолио, 1993. - 800 с.

Эта увлекательная история - манифест настоящей любви, гимн музыке, преображающей силе искусства. События, описанные в книге, происходят в середине XVIII века. Венеция с ее многообразной музыкальной жизнью, блестящая и шумная Вена, Чехия с ее героическим прошлым, солдафонская Пруссия - таков исторический фон романа.

Консуэло, молодая не слишком привлекательная девушка с божественным оперным голосом и огромным сердцем, цыганка по происхождению, становится примадонной Венеции и нескольких европейских дворов, благодаря своему таланту, упорству и трудолюбию. Прототипом героини послужила Полина Виардо.

Это книга о судьбе истинного художника, о тяжелом бремени таланта, дарованного судьбой, о сложном, а порой даже трагическом выборе между славой и личным счастьем.

Местонахождение: центральная библиотека, библиотека №1, библиотека им. Л. А. Гладиной, библиотека семейного чтения.


Улицкая, Л. Лестница Якова. - Москва: АСТ, 2017. - 731 с.

Роман-притча, роман-размышление, написанный в форме семейной саги. В центре сюжета – параллельные судьбы Якова Осецкого, рожденного в конце XIX века – интеллектуала, "человека с неуемной тягой к знанию" и его внучки Норы - театрального художника, личности эмоциональной, "человека действия". Их «знакомство» состоялось в начале XXI века, когда Нора нашла переписку Якова и своей бабушки Марии. Дневники, письма и телеграммы, личное дело деда, хранящееся в архиве КГБ – шаг за шагом Нора открывает для себя своего потрясающего деда.

Кроме истории семьи в романе есть отдельная "познавательная" линия — Театр. Чтобы не транслировать мысли впрямую, Улицкая находит форму: пусть герои трактуют пьесы. Именно театр спасает Нору от одиночества. Всё-таки очень важно, когда человеку есть чем жить, есть "лестница" по которой хочется подниматься.

Местонахождение: центральная библиотека, городская детско-юношеская библиотека, библиотека им. Л. А. Гладиной, библиотека семейного чтения.


Театральный детектив

Всем знакомо классическое выражение: "Театр начинается с вешалки…". Но в литературном мире существует немало произведений, в которых театр начинается… с преступления. Оказывается, храм искусства – отличное место для криминальных сюжетов: страсти, интриги, талантливые люди со странностями.


Акунин, Б. Весь мир театр. - Москва: Захаров, 2010. - 428 с.

Серебряный век и театральный расцвет, модерн и декаданс. Наконец-то и в жизни Эраста Петровича Фандорина нашлось место любви и прочим нежностям. Начинается история с убийства, произошедшего в театре. В букете цветов для актрисы обнаруживается гадюка, а мецената и покровителя театра жестоко убивают, но на этом преступления не заканчиваются. Чтобы поближе познакомиться с труппой и вычислить убийцу, Эраст Петрович устраивается в театр завлитом и пишет пьесу.

"Весь мир театр" - роман-отдохновение для тех, кто давно мечтал, чтобы серия приключений Эраста Фандорина была разбавлена чем-нибудь не таким авантюрным и эпичным, как большинство книг цикла.

Местонахождение: городская детско-юношеская библиотека, библиотека № 1, библиотека семейного чтения.


Ансуорт, Б. Моралите. - Москва: Транзиткнига, 2004. - 238 с.

Англия. XIV век. Где-то идет Столетняя война... Где-то чума уносит тысячи жизней... А в маленьком городке труппа странствующих актеров снова и снова ставит моралите "Игра о Томасе Уэллсе" - пьесу о недавно случившемся жестоком убийстве двенадцатилетнего мальчика, в котором обвиняют глухонемую местную девушку. И каждое представление становится частью расследования. И каждое представление приближает актеров-"следователей" и зрителей-"присяжных" еще на шаг к истине...

Местонахождение: городская детско-юношеская библиотека.


Браун, К. Коварная Саломея. - Санкт-Петербург: Комета, 1993. - 432 с.

Неподражаемый частный детектив Дэнни Бойд все чаще и чаще вынужден сталкиваться с преступлениями, совершаемыми в театральном мире. Недаром ведь о театре говорят, что это террариум единомышленников. Детективу придется окунуться в мир оперы. Во время постановки штраусовской "Саломеи" сначала загадочно погибает собачка примы (для расследования этого происшествия, собственно, и приглашают Бойда), а затем начинается череда страшных убийств.

Местонахождение: центральная библиотека.


Вересов, Д. Сны женщины. – Москва: АСТ, 2011. - 244 с.

Актриса Татьяна Дунаева приезжает в южный приморский городок, чтобы репетировать пьесу "Юдифь и Олоферн" и заодно принять в наследство дом, оставшийся от бабушки. Но главная причина ее появления в городе детства - бегство от мучительного романа с мужчиной ее мечты. В бабушкином доме с Татьяной начинают происходить странные вещи: явь мешается со снами и видениями, в которых она оказывается то собственной матерью, то бабушкой, вновь и вновь переживая "дурную бесконечность" разрывов с любимыми. История библейской Юдифи становится тесно переплетенной с историей самой Татьяны. Постепенно актриса понимает, что над женщинами их рода висит проклятие, заставляющее их губить своих избранников, и всеми силами пытается это проклятие преодолеть. Не поздно ли?

Местонахождение: центральная библиотека.


Кортес, Р. Кукольник. - Москва: Эксмо, 2006. - 384 с.

Одержимый обширной коллекцией парижских кукол, при помощи которых он любил разыгрывать сцены из античности, Джонатан решает устраивать представления для рабов, иллюстрируя бестолковым неграм, что должно почитать господина своего и господа нашего, не грешить и быть паинькой. Жизнь - театр, и люди в нем - актеры. Но куклы из парижской коллекции слишком малы, живые актеры слишком нерасторопны и непонятливы, а вот мертвые... У него нет недостатка в таких актерах. Людей вокруг много - выбор огромен. В его труппе будут играть лучшие из лучших. Они воплотят его замысел в совершенстве. Его спектакль потрясет мир.

Местонахождение: центральная библиотека, библиотека им. Л. А. Гладиной.


Макклой, Э. Подсказка для убийства. - М.: ТЕРРА, 1996. - 528 с.

Дерзкое убийство совершено прямо на театральных подмостках, во время спектакля. Но никто из сотен зрителей ничего не заметил, как и актеры, находившиеся в это время на сцене рядом с убийцей. Следствие заходит в тупик... Помощник окружного прокурора Базиль Уиллинг, главный герой романа, поставлен перед необходимостью решить сложнейшую криминальную головоломку.

Местонахождение: центральная библиотека.


Малышева, А. Западня. - Москва: Центрполиграф, 2003. - 382 с.

Денег не хватает всем. Даже призракам, обитающим на сцене самодеятельного театра для подростков. Мистическая японская пьеса начала века обернулась кровавым абсурдом в жизни: сестра убитой девушки согласилась стать приманкой для ее убийц, журналист исполнил роль сыщика, а скромный комендант общежития - талантливого режиссера-постановщика. А что же зритель? Ему досталась главная роль - беседа с собственной совестью. А денег на всех все равно не хватит... Никогда.

Местонахождение: центральная библиотека, городская детско-юношеская библиотека, библиотека №1.


Маринина, А. Смерть как искусство. - Москва: Эксмо, 2011. - 348 с.

В театре "Новая Москва" совершается загадочное преступление - покушение на режиссера и художественного руководителя Богомолова. Частный детектив Анастасия Каменская и молодой оперативник с Петровки приступают к расследованию, которое приводит их к удивительным и неожиданным результатам. Подозреваемых много, все они лгут, и у каждого  есть на это свои причины. Казалось бы, все вращается вокруг Театра, но одно маленькое, вроде бы незначительное событие, уходящее корнями в прошлое и ставшее в результате роковым, порождает новое зло. Пришло время восстановить справедливость...

Местонахождение: все библиотеки.


Март, М. Театр мертвецов. - Москва: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. - 352 с.

Совершенно случайно бывший следователь прокуратуры Александр Трифонов становится свидетелем жуткой трагедии. Во время спектакля убивают исполнительницу главной роли. Умудренный опытом и тридцатилетней практикой герой вскоре понимает, что выстрел на сцене — лишь начало череды изощренных преступлений, задуманных безжалостным убийцей. Кто же этот таинственный человек, и зачем ему все это нужно?! Как это и бывает в детективе мирового класса, читатель до последней страницы ни за что не узнает, кто был «режиссером-постановщиком» чудовищных по размаху и изощренности убийств актеров столичного театра.

Местонахождение: центральная библиотека, библиотека им. Л. А. Гладиной.


Мельникова, М. Финита ля комедиа. - Москва: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 416 с.

Серия громких убийств потрясла жителей города Североеланск.  Над известными актрисами театра нависла смертельная угроза в лице кровожадного маньяка. Он уже расправился с женой влиятельного богача Ушакова, зверски убил актрису Каневскую, чем привел в ужас сотрудников правоохранительных органов. Что это, совпадение? Сыскные агенты быстро находят преступника, но уж больно все смахивает на подставу. Глава сыскной полиции Тартищев вспоминает о самоубийстве примадонны театра Муромцевой, произошедшем несколько месяцев назад. А ряд улик, всплывающих в ходе расследования кровавых преступлений, свидетельствует о том, что ее убили. Клубок злодеяний будет распутан. Но какой ценой?

Местонахождение: все  библиотеки.


Незнанский, Ф. Убийство за кулисами. - Москва: Олимп, 2006. - 328 с.

Криминал и искусство - вещи, к сожалению, порой неразделимые. Убита известная оперная певица. Единственный подозреваемый - наш бывший соотечественник, известный тенор, ныне гражданин США. В расследование включается Александр Борисович Турецкий. Чтобы найти виновных, даже ему, знаменитому "важняку", придется изрядно потрудиться и впервые в жизни заглянуть за кулисы оперного театра и узнать то, о чем обычный человек и не догадывается.

Местонахождение: библиотека №1


Нуровская, М. Танго втроем. - Москва: РИПОЛ Классик, 2013. - 272 с.

Она с детства была влюблена в театр, но и подумать не могла, что так рано покорит сцену. Знаменитый режиссер дал ей одну из главных ролей в чеховской пьесе - и не ошибся. Он не только открыл яркий талант, но и встретил новую любовь. Ради нее, молодой актрисы и своей ученицы, он ушел из семьи. Терзаясь чувством вины, Она затевает опасную игру - приглашает бывшую супругу своего мужа, давно покинувшую театр, сыграть в новой постановке. Она мечтает вернуть ей смысл жизни, но не замечает, как стирается граница между сценой и действительностью. Театральные страсти кипят уже не только на подмостках, и это никому не сойдет с рук...

Местонахождение: библиотека семейного чтения


Устинова, Т. Шекспир мне друг, но истина дороже. - Москва: Издательство "Э", 2015. - 317 с.

В командировке в Нижний Новгород режиссёру Максиму Озерову и его напарнику Федору Величковскому предстоит записать спектакль для радио. Старинный драматический театр встречает москвичей загадками и тайнами. Во время спектакля происходит странное убийство главного режиссёра театра. И на ведущую актрису тоже покушались! На этом странные вещи не заканчиваются. И цепочка страшных событий начинает раскручиваться все стремительнее. Командировка обещала стать для героев приятным отдыхом, а обернулась ворохом непонятных трагедий. Максим и Федор начинают собственное расследование случившегося.

Местонахождение: городская детско-юношеская библиотека, библиотека №, библиотека семейного чтения.


История театра

Истоки театра уходят корнями в Древнюю Грецию более двух тысячелетий назад. Древнейшие театрализованные действа были зрелищным развлечением публики. Сегодня театр - способ отдыха, место наслаждения и культурного просвещения. История театрального искусства – увлекательный процесс развития, не прекращающийся и по сей день.


Анисимов, А. В. Театры Москвы: время и архитектура. - Москва: Московский рабочий, 1984. - 176 с.

Александр Викторович Анисимов, главный архитектор проекта трехзального комплекса московского Театра драмы и комедии на Таганке. В своей книге он  рассказывает о наиболее интересных страницах истории строительства московских театров, об их архитектуре, о судьбах архитекторов, художников, режиссеров, актеров, общественных деятелей, чьи имена неразрывно связаны с этими театрами.

Местонахождение: центральная библиотека.


Бочарникова, Э. В. Большой театр: краткий исторический очерк. - Москва: Московский рабочий, 1987. - 187 с.

В книге описана история Государственного академического Большого театра России - старейшего музыкального театра нашей страны, крупнейшего центра русской музыкально-театральной культуры. Театр основан в 1776 году, его монументальное здание является одним из интереснейших архитектурных памятников Москвы. Большой театр для автора этой книги со школьных лет стал родным домом. Именно там проходила сначала ее артистическая, а после завершения образования в Государственном институте театрального искусства им. А. В.Луначарского, преподавательская и театроведческая жизнь.

Местонахождение: центральная библиотека, библиотека им. Л. А.Гладиной.


Всеобщая история театра. - Москва : Эксмо, 2012. – 573 с.

В издании представлены многочисленные взгляды на театральную историю всех времен и народов. Авторы и составители этой книги выступают зрителями, которые наблюдают за одной грандиозной пьесой, растянувшейся на века. Богатый иллюстративный материал создает настоящий эффект присутствия и обеспечивает три театральных единства: места, времени и действия.

Местонахождение: библиотека им. Л. А. Гладиной.


Дмитриев, Ю. А. История русского и советского драматического театра (от истоков до современности). - Москва: Просвещение, 1986. -160 с.

В книге представлена вся история отечественной сцены, выявлены основные тенденции историко-театрального процесса, показаны значительные события в становлении театра. Книга прослеживает профессиональный путь наиболее крупных драматургов, актеров и режиссеров. Книга основана на достижениях советского театроведения.

Местонахождение: библиотека им. Л.А.Гладиной.


Иллюстрированная история мирового театра / под ред. Д. Р. Брауна. - Москва: БММ АО, 1999. - 582 с.

В отличие от многих других книг по истории театра, эта представляет собой не монографию, а объединение под одной обложкой статей разных авторов, признанных авторитетов мирового театроведения. История развития театрального искусства в книге описывается, начиная со времен античности и заканчивая историей развития театров уже в 20 веке. На фоне развития мирового театра, составитель издания подробно раскрывает историю русского драматического искусства, которое прослеживается в хронологической последовательности с выделением наиболее значимых периодов в истории страны и театрального искусства.

"Театр дает сиюминутное переживание, создаваемое людьми, живущими в нашем специфическом мире, но оно также оплетает нас плотным клубком нитей прошлого. Все главы этой книги написаны как для того, чтобы увековечить былое, так и для того, чтобы мы чаще ходили в театр, больше читали и изучали его", - пишет составитель книги Джон Рассел Браун.

Местонахождение: центральная библиотека.


Смолина, К. А. Сто великих театров мира. - Москва: Вече, 2010. - 430 с.

Театр – одно из древнейших искусств, которое вбирает в себя множество элементов: организация пространств, архитектура, оформление самих спектаклей, постановка, символичность костюмов и, конечно же, актеры.

Как и почему театр становится "великим", "знаменитым", память о котором хранится в веках и длится до сих пор? Через призму истории выдающихся театров в книге показана история мирового театра. В ней представлены такие известные театры, как "Гранд-опера", "Ковент-Гарден", Театр Федора Волкова, Большой театр, "Ла Скала", МХАТ, "Современник" и многие другие, составляющие гордость России и зарубежных стран.

Местонахождение: городская детско-юношеская библиотека, библиотека им. Л. А. Гладиной.


Тихвинская, Л. И. Повседневная жизнь театральной богемы Серебряного века. Кабаре и театры миниатюр в России. 1908-1917 гг.- Москва: Молодая гваpдия, 2005. - 528 с.

Книга повествует о русских кабаре и театрах миниатюр, об их рождении, бурной жизни и уходе в небытие. Ныне забытые, вытесненные из нашей исторической памяти, они составляли целую область жизни русской культуры в пору ее высшего расцвета.

Автор — профессор Российской академии театрального искусства, ярко рассказывает об увлекательной истории создания и повседневной творческой жизни знаменитых столичных кабаре: "Летучая мышь", "Кривое зеркало", "Бродячая собака", "Привал комедиантов". Он показывает сходство "малого" и "высокого" театров, а также востребованность кабаретных образов в творчестве писателей и политиков того времени.

Перед нами с неожиданной стороны предстает творчество Константина Сергеевича Станиславского, Всеволода Эмильевича Мейерхольда, Николая Николаевича Евреинова и многих других выдающихся театральных деятелей.

Местонахождение: библиотека им. Л. А. Гладиной.


Черные лебеди: новейшая история Большого театра / сост. Б. С. Александров. - Москва: Алгоpитм, 2013. - 284 с.

Большой театр - один из символов России, главная театральная сцена страны. Так было всегда. Он считался великим, потому что у него было великое прошлое. В Большом были выращены многие звезды балета, но он знаменит также и своими скандалами. Постоянные конфликты и интриги, связанные с Большим театром – тема, долгие годы не сходящая со страниц прессы…

"После развала Советского Союза статус театра сильно упал, и сейчас он продолжает опускаться. Ведет все это к полнейшему нравственному развалу", — считает режиссер, актер и сценарист Александр Белинский. Что ждет Большой театр в ближайшем будущем? Хочется надеяться, что главная театральная сцена страны будет удивлять поклонников своими постановками, а не скандалами.

Местонахождение: центральная библиотека.


Театральные очерки, мемуары, воспоминания

Гастрольные легенды, закулисные истории из жизни театра, полные отчаяния и предательства, подлости и благородства, забавных сцен и пикантных ситуаций в воспоминаниях известных театральных деятелей.


Алянский, Ю. Л. Театр в квадрате обстрела. - Ленинград: Искусство, 1985. - 191 с.

Писатель Юрий Алянский посвятил свою книгу искусству осажденного Ленинграда, духовному сопротивлению ленинградцев в годы Великой Отечественной войны и вражеской блокады. Это рассказ о тех, кто работал, — нет, сражался! на огненном фронте искусства, где люди так же, как и на войне падали и умирали, передавая живым простреленное знамя. В числе героев книги — муза героического народа, поэт Ольга Берггольц; великий композитор Дмитрий Шостакович, автор Седьмой Ленинградской симфонии; драматург Александр Крон, создавший пьесу о ленинградской обороне; режиссер Александр Пергамент, руководитель Театра Балтийского флота; артист Владимир Честноков, а также многие другие актеры, музыканты, художники, каждый из которых совершил в те дни подвиг.

Местонахождение: библиотека им. Л. А. Гладиной.


Бондарева, В. И. За кулисами театра. - Москва: Искусство, 1989. - 182 с.

Автор книги много лет проработала помощником режиссера в Центральном академическом театре Советской Армии (ныне Российской Армии). Она увлеченно рассказывает о том, как в театре готовится спектакль и приглашает читателя на экскурсию в бутафорский, пошивочный, обувной и другие театральные цеха. Читатели присутствуют на "монтировках", находятся на сцене театра во время "чистых перемен", узнают о сложности музыкального оформления спектакля. Автор книги задает вопросы сапожникам и бутафорам, гримерам и осветителям, актерам и билетерам, и они охотно отвечают ей.

Местонахождение: детско-юношеская библиотека, библиотека им. Л. А. Гладиной.


Высоцкий на Таганке / сост. С. Никулин. - Москва: Союзтеатp, 1988. - 91 с.

Сборник посвящен театральным работам Владимира Высоцкого. Его роли в кино, участие в радиоспектаклях, концертная и литературная деятельность остались за пределами этой небольшой книги. Магнитофонные записи сохранили голос артиста. Кинопленка - его роли на экране. Бумага - стихи и прозу. Высоцкого, певца и поэта, знала вся страна. А вот Высоцкого, который играл Шекспира, Чехова, Достоевского, видели только те, кому посчастливилось попасть на Таганку.

Местонахождение: библиотека семейного чтения.


Гришковец, Е. В. Театр отчаяния. Отчаянный театр: мемуарный роман. -Москва: КоЛибpи, 2018. - 908 с.

Найти своё призвание оказывается не так просто, но уж если к тебе пришло понимание того, чем ты должен заниматься в жизни – тебя это не отпустит. У каждого своя история, а в книге "Театр отчаяния. Отчаянный театр" Евгений Гришковец рассказывает свою. Главным героем повествования можно назвать не самого автора, а призвание, которое неустанно движет каждым из нас, пока цель не будет достигнута.

Это не только мемуары и биографические вставки автора, но и изысканный философский роман, созданный в антураже театральных подмостков. Так может мыслить только творческий и неординарный человек, влюбленный в театр и знающий всю его многогранность и величие.

Местонахождение: центральная библиотека.


Золотухин, В. С. Таганский дневник. В 2 кн. - Москва: ОЛМА-ПРЕСС: Авантитул, 2002.

В театральном дневнике актера Валерия Золотухина отражено сорок лет жизни Театра на Таганке. Это  роман о жизни, смерти, любви, славе, человеческих страстях, дружбе и предательстве. Страсти, бушующие в этой книге, не уступают шекспировским, а главные действующие лица - известнейшие актеры, режиссеры, писатели и поэты – Владимир Высоцкий, Юрий Любимов, Анатолий Эфрос, Леонид Филатов, Николай Губенко, Алла Демидова, Юрий Нагибин, Борис Полевой, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина и другие... Затронутые в книге темы, проблемы и отношения не могут оставить никого равнодушным. Что же касается права автора на истину "в первой инстанции", то это решать только читателю.

Местонахождение: центральная библиотека, библиотека им. Л. А. Гладиной.


Ласкари, К. Асценический синдром. - Москва: Культ-Информ-Пресс, 2000. - 400 с.

"Асценический синдром" – три театральные повести, собранные под одной обложкой. Это первая "толстая" книга известного петербургского балетмейстера, сценариста и друматурга, сына известного артиста Александра Менакера, сводного брата Андрея Миронова. Книга открывает читателю настоящий закулисный мир, в котором сталкиваются люди, о которых можно сказать, что они не столько живут в искусстве, сколько страдают в нем в поисках совершенства.

Местонахождение: библиотека им. Л. А. Гладиной


Откровения звезд театра и кино. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 368 с.

Уникальное собрание откровенных признаний известных личностей – звезд театра и кино, эстрады и телевидения. Выдержки из многочисленных интервью, воспоминаний и выступлений, которые не всегда услышишь или прочтешь. Серьезные и важные размышления перемежаются в книге с поучительными и забавными историями, рассказанными от первого лица, веселыми байками, остроумными цитатами. Все это делает книгу и серьезной, и в то же время невероятно интересной и занимательной.

Местонахождение: центральная библиотека.


Райкина, М. Москва закулисная: записки театрального репортера. - Москва: ВАГРИУС, 2000. - 416 с.

За кулисы театра, как известно, посторонних не пускают. И правильно делают — там есть много того, чего не надо видеть нетеатральным людям. Книга Марины Райкиной, журналиста популярной газеты "Московский комсомолец", пестра, полна неожиданностей, противоречий и парадоксов - так же, как полон ими мир театральных кулис. Серьезные интервью соседствуют здесь с задушевными беседами, театральные байки - с подлинными трагедиями. Мы слышим голоса ушедших от нас любимых актеров - Марии Мироновой, Евгения Леонова, Олега Ефремова, Михаила Козакова... Книга уводит в прошлое и возвращает в настоящее. Театр здесь - без прикрас. Автор раскрывает нам сокровенные театральные тайны...

Местонахождение: библиотека им. Л. А. Гладиной.


Раневская, Ф. Г. Старость – невежество Бога. - Москва: АСТ, 2011. - 186 с.

Фаина Раневская принадлежит к числу лучших характерных актрис мира. Ее актерской игрой восторгались лидеры Советского государства, а популярность в народе была просто невероятной. И это при том, что она на всю жизнь осталась "королевой второго плана".  Ее биография - это поразительный роман, написанный со всей душой. Книга наполнена забавными словечками, смешными репликами, которые до сих пор передаются из уст в уста, острыми характеристиками людей, которые могла дать только Раневская. В своих воспоминаниях актриса говорит о том, что все, кто ее по-настоящему любил – ей не нравились, а те, кого смогла полюбить она – не любили ее вовсе. Фаина Раневская вспоминает о невыносимом одиночестве, которое преподнесла ей судьба в качестве большого испытания. В своей участи она обвиняет именно свой талант, который, по выражению Фаины Георгиевны, сделал ее несчастной.

Местонахождение: центральная библиотека, библиотека им. Л. А. Гладиной.


Рецептер, В. Э. Записки театрального отщепенца. - Санкт-Петербург: Издательство журнала "Звезда", 2005. - 520 с.

В книге известного актера, режиссера, поэта, прозаика и пушкиниста на конкретном материале истории первого советского театра - БДТ (Большого драматического) - соткано живое и яркое полотно, время действия которого - с момента создания (1919 г.) и до наших дней. Художественное пространство романа разворачивается между конкретным фактом и документом, легендой и мифом о театре и его талантливых людях.

Местонахождение: библиотека им. Л. А. Гладиной.


Чехов, М. Воспоминания. Письма. - Москва: Локид-Пресс, 2001. - 668 с.

Эта книга – литературное наследие великого русского актера Михаила Чехова. Его личная театральная судьба, напряженный поиск новых путей в искусстве неразрывно связаны с учением и традициями Константина Сергеевича Станиславского, определившими облик русского театра в XX веке. Оторванный от родины Михаил Чехов до конца своих дней развивал традиции русского психологического театра, утверждал идеи человечности, высокой духовности. Он рассказывал о своем пути в искусстве с удивительной и покоряющей открытостью рядового российского гения. Книга состоит из четырех частей. В первую часть вошли мемуары, во вторую – письма, третья часть – это размышления автора об актерской профессии, четвертую часть книги составляют воспоминания об актере.

Местонахождение: центральная библиотека, городская детско-юношеская библиотека, библиотека им. Л. А. Гладиной.

Вверх


Русские писатели на сцене домашних театров


В XIX веке домашние спектакли были одним из любимых развлечений интеллигенции и просвещенных помещиков. Во многих из них участвовали писатели. Кто из русских классиков блистал на подмостках домашних театров?

Президент Петербургской академии художеств Алексей Николаевич Оленин очень любил искусство во всех его проявлениях. Неудивительно, что в его усадьбе Приютино собиралась одаренная молодежь, часто устраивали вечера. И, конечно, там был домашний театр.

На подмостках этого театра не раз появлялся сам Александр Сергеевич Пушкин, когда был молодым. Его приглашали играть в «шарады в живых картинах», в которых зрителям нужно было отгадывать зашифрованные слова по содержанию частей представления. Известно участие Пушкина в одном из домашних спектаклей у Олениных. Он играл роль мичмана Альнаскарова в комедии Ивана Хмельницкого “Воздушные замки”. Творчество этого молодого драматурга очень нравилось поэту. Интересно, что в этом спектакле вместе с поэтом играли известные актеры Екатерина Семенова, Мария Львова-Синецкая, Иван Сосницкий.

Баснописец Иван Андреевич Крылов был звездой оленинского кружка. Оленинский домашний театр стал для Крылова местом для бесстрашного выражения своих взглядов. Здесь он, не стесняясь, высмеивал чиновников и человеческие пороки. Иван Крылов много раз участвовал в спектаклях, сам ставил пьесы, а порой исполнял собственные басни "в лицах".

Увлечение любительскими спектаклями не обошло и Ивана Сергеевича Тургенева. Когда писатель жил в Баден-Бадене, он работал над комическими пьесами и опереттами для домашних постановок вместе со своей близкой подругой и композитором Полиной Виардо. Писатель создавал текст на французском языке, а Виардо – музыку. Писателю нравилась эта веселая атмосфера приготовления к спектаклям: постоянные репетиции, примерки костюмов, изготовление декораций.

Лев Николаевич Толстой и его семья были большими любителями театра. Они очень любили устраивать представления. Толстые готовили для крестьян праздники и маскарады с угощениями и конкурсами, придумывали интересные программы для крестьянских детей на новогодние и рождественские праздники. В Ясной Поляне часто ставили домашние спектакли, причем писатель приглашал сыграть на сцене "актеров" из народа.

Антон Павлович Чехов тоже был заядлым театралом. Он рано увлекся творчеством, и большую роль в этом сыграл Таганрогский театр. Антон Павлович даже говорил, что театр для него — одно из самых больших наслаждений в жизни.  Многие герои его первых произведений были театралами. Вдохновленный игрой актеров Таганрогского театра, Чехов вместе с братьями Александром и Михаилом ставил спектакли "для своих" в домашней обстановке. Нередко он сочинял для домашней сцены комические сценки. Свою любовь к камерным домашним постановкам Антон Чехов не утратил и в зрелом возрасте. В 1895 году Чехов поставил в столице любительский благотворительный спектакль, где играли "только одни литераторы и дамы, имеющие отношение к литературе".

Для Александра Александровича Блока мир домашнего театра в детстве тоже был областью таинственной и желанной. С раннего детства театральное действо он воспринимал с огромным интересом, но серьезный интерес к миру театра родился у Блока после просмотра спектакля «Плоды просвещения» в Александринском театре. Огромную роль в жизни Блока и его будущей жены Любови Дмитриевны Менделеевой сыграло участие в спектакле домашнего бобловского театра «Сцены из «Гамлета», где он играл Гамлета, а Любовь — Офелию.

Вверх


Театр глазами русских художников


Театральное искусство никого не оставляет равнодушным. Оно обнаруживает себя везде, но прежде всего в других видах искусства. Более тесно с ним связана живопись. Многие художники, создавая декорации для спектаклей, признавались, что их волнует даже "запах театра". "Дыхание театра" отразилось во многих полотнах известных художников.

С театрами сотрудничали такие живописцы как В. М. Васнецов, К. А. Коровин, В. Д. Поленов, А. Н. Бенуа, М. А. Врубель, Л. С. Бакст, А. Я. Головин, В. Я. Левенталь, Б. А. Мессерер и другие. В своих картинах одни изображали балет, другие – оперу, третьим было интереснее наблюдать за зрителями, чем за происходящим на сцене. Какой он – театр глазами художников?

Просмотреть встроенную фотогалерею в Интернете по адресу:
https://apatitylibr.ru/index.php/component/content/article/5345#sigProGalleriac7f7d2631d

Вверх


Интересные факты из истории театра


Театр — это своеобразное колдовство, создаваемое живыми людьми на сцене "здесь и сейчас". Каждый спектакль имеет свою душу и почерк. А сколько всего скрывается за кулисами вдали от зрительского глаза, трудно даже представить. Удивительным фактам о театре тоже нет числа.

***

  • История театра начинается с того времени, когда наши предки исполняли свои ритуальные танцы перед охотой. Народные празднества постепенно переросли в профессиональные постановки.
  • Родиной театра в современном его виде считается Древняя Греция.
  • В греческом театре было лишь три актёра, причём каждый из них мог играть несколько ролей. Также у каждой постановки был спонсор, который составлял смету ровно на троих человек.
  • В греческом театре все роли исполняли мужчины, в том числе и женских персонажей. Актрисы противоположного пола появились в театре позже, играя исключительно девиц лёгкого поведения в мимах и пантомимах.
  • Аплодисментам в театре уделяли большое внимание. Уже в античное время зрителям указывали, когда нужно аплодировать, а в одном ионийском театре давали возможность аплодировать воинам, потерявшим руку в бою, для этого перед ними сажали лысых рабов, по голове которых и могли хлопать одной рукой инвалиды.
  • За соблюдением порядка среди зрителей был ответственен специальный человек с палкой, которого называли рабдух, который мог утихомирить разбушевавшегося зрителя.
  • Древнеримская публика любила кровавые зрелища не только на гладиаторских боях, но и на обычных театральных представлениях. Если по ходу действия актёр должен был погибнуть, его могли в последний момент заменить на приговорённого к казни преступника и убить прямо на сцене.
  • Какое-то время римская комедия не разрешала изображать римлян в смехотворном виде. Поэтому шутили в основном над греками и их бытом. В свою очередь греческая комедия показывала только "смешных" римлян.
  • В расцвет античного театра Афин всех жителей, кроме рабов, обязывали посещать трагические постановки. Тем, у кого не хватало средств, государство выплачивало компенсацию.
  • Самая первая фонограмма появилась еще в Древнем Риме. Известный драматург того времени Ливий Андроник очень любил не только писать, но и самостоятельно исполнять свои роли. Однажды он потерял голос, тогда сзади него поставили "говорящего" мальчика, а драматургу оставалось только открывать рот.

***

  • У театра есть покровительницы – древнегреческие музы: муза трагедии Мельпомена и муза комедии - Талия.
  • Символами театра считаются театральные маски. Две маски олицетворяют собой театр вообще и символизируют его древность. Поскольку в древности все театрализованные действия происходили на площадях и аренах, и чтобы в последних рядах видели характер персонажей, слышали, о чем идет речь, лицедеи стали применять яркие маски, выражающие различные эмоции, а вместо рта имели рупор, усиливающий звук.
  • Слово суфлер происходит от французского слова "souffle" (выдох, дуновение). Все подсказки актерам должны производиться тихо и не заметно для зрителя.
  • Театральный веер использовался не только по своему прямому назначению, но и часто в качестве помощника как зрителям, так и актерам. Для первых на веера наносились отрывки из пьес или программы предстоящих спектаклей, а вторые нередко записывали на них текст, чтобы не забыть во время выступления.
  • Афишная тумба была придумана во Франциии и носит имя парижского печатника Габриэля Морриса, получившего в 1868 году разрешение городских властей Парижа установить такие тумбы по городу и клеить на них афиши, при условии, что внутри тумбы городские дворники прятали бы свои мётлы и прочий инструмент для поддержания чистоты на улицах столицы.
  • Здания театров, театральные атрибуты, портреты знаменитых театральных деятелей изображались на современных денежных знаках разных стран – монетах и купюрах. В России, например, на сторублевой купюре изображён Большой театр в Москве.

***

  • Театральный занавес (главный, портальный) - элемент одежды сцены, отделяющий ее от зрительного зала, и расположенный по границе зеркала сцены.
  • Занавес впервые появился в Древнем Риме. Но он не распахивался и не поднимался наверх, а опускался перед представлением в щель в полу.
  • В настоящее время существует несколько видов занавеса: антрактно-раздвижной, подъемно-опускной, итальянский, австрийский, венецианский, римский, французский, занавес Брехта, занавес Вагнера, занавес Кабуки, занавес Полишинель, проходной занавес, складной занавес.
  • В исторических и оперных театрах главный занавес часто украшен вышитой или нарисованной эмблемой театра или гербом города.
  • Для многих спектаклей даже готовились специальные полотна. Например, для пьесы Лермонтова "Маскарад" художником А. Головиным было создано целых 10 театральных занавесов, меняющихся по ходу сюжета.

***

  • Худший знак для актера – уронить текст пьесы во время репетиции. Согласно этой примете, роль у артиста не удастся, или он забудет текст, или спектакль будет провален.
  • Гримерка является для актеров священным местом. Сюда нужно заходить только с левой ноги (а на сцену — с правой). Нельзя рассыпать содержимое коробки с гримом и не стоит смотреть в зеркало поверх плеча коллеги.
  • В кукольном театре кукол надо класть обязательно лицом вниз, к столу. Есть поверье, что иначе сквозь отражение театрального света в их глазах может вселиться полтергейст.
  • Плохая примета – использовать в театре собственные ювелирные украшения, а также настоящие денежные купюры на сцене. Говорят, это к банкротству.
  • Плохой приметой считается увидеть рыжего зрителя в первом ряду…  

Вверх


Необычные театры России


Театры с классическим репертуаром, безусловно, всегда будут пользоваться спросом. Но, согласитесь, порой хочется посмотреть на что-нибудь этакое! В России есть немало весьма необычных театров, не признающих общепринятых рамок. Их цель - привлечь как можно больше зрителей и показать, каким разным может быть театральное искусство.

Театр зверей "Уголок дедушки Дурова", г. Москва

Театр находится в старинном особняке, построенном в 1894 г. австрийским архитектором А. Вебером. Это один из самых необычных театров Москвы, который известен далеко за пределами России. Его открыл основатель династии Владимир Леонидович Дуров еще в 1912-ом году. Будучи автором собственной методики дрессировки, он сумел создать театр зверей, где не было места жестокому обращению с животными. Он не использовал палку и хлыст, а воспитывал добротой, лаской и любовью.

Главная цель работы театра - не только развлекать, а ещё и учить маленьких зрителей относиться к нашим меньшим братьям с любовью и добротой, быть честными, уважать старших и всегда приходить на помощь к своим друзьям.

Интересные факты о театре:

Улица, на которой расположен театр, была переименована и названа в честь В. Л. Дурова.

Статуи животных, которые украшают фойе театра, вылепил своими руками Владимир Леонидович.

Животные, участвовавшие в спектаклях, именовались в афише как "действующие морды".

Театр Кошек Куклачева , г. Москва

Театр под руководством Юрия Куклачёва – один из самых известных не только в России, но и в мире. Год открытия этого театра – 1990-ый. это единственное место на планете, где животных зовут не просто кошками и собаками, а гордо называют артистами.  Всего их насчитывается около 200 разных пород. Кошки чудесные, чуткие, пушистые животные. Каждая из них со своим характером, поэтому подход к ним индивидуальный! Кошкам в театре предоставляется полная свобода, чтобы они смогли проявить и раскрыть себя! Кроме кошек, в театре выступают и собаки. В театре работает две труппы, три коллектива династии Куклачёвых, что позволяет работать одновременно в нескольких городах. Театр любим зрителями всех возрастов.

Детский театр Теней, г. Москва

Сегодня Театры Теней существуют в нескольких городах мира, в том числе в Москве. В этом театре находится огромный экран, установленный на сцене. Путем проецирования теней марионеток и кукол, управляемых кукловодами, показывается представление. Истоки театра Теней где-то в Азии. Известно, что в Китае женщинам запрещалось смотреть живые представления, из-за чего они посещали театры Теней. Впервые подобные театры появились около полутора тысяч лет назад.

Детский театр теней - единственный в России коллектив, использующий в своих спектаклях приемы китайского теневого театра. В его репертуаре есть синтетические спектакли, органично сочетающие теневую куклу на экране, объемную куклу на ширме и актера на авансцене, что позволяет активнее вовлекать зрителя в события, происходящие на сцене. Силуэтные, цветные или черно-белые куклы делают спектакли театра разнообразными и по изобразительному решению, а органичное сочетание магии сцены и магии экрана выгодно отличает теневой театр от мультипликации.

Театр "Прозрачный мир", г. Москва

Подводный театр "Прозрачный мир" - уникальное явление. Театр является своеобразным синтезом подводного плавания и балета. Во время постановки артисты как будто парят в воздухе, что по-настоящему потрясает зрителей.

Спектакли проходят на шестиметровой глубине, длятся около сорока минут, а каждая мизансцена - 2-3 минуты. Все это время артисты находятся в воде без дыхательных аппаратов. В промежутках между своими выходами-выплывами, актеры поднимаются на поверхность, чтобы набрать кислорода в той части сцены-бассейна, которая не видна зрителям. Декорации и костюмы производятся из водоотталкивающего материала и, как и в большинстве театров, спектакли "Подводного мира" идут в темноте. Свет в бассейн падает с боков, снизу и сверху, что также создает потрясающий эффект.

Театр мимики и жеста, г. Москва

Это первый в мире профессиональный театр глухих актеров. Театр был основан в 1963 году. Своеобразие театра заключается в сценической выразительности яркого языка жестов и мимики, которые заменяют на сцене слово. Безмолвная речь актеров-исполнителей синхронно с большим мастерством дублируется актерами-дикторами, поэтому театр представляет интерес и для слышащих зрителей. Каждый, кто хоть раз посетил спектакль этого уникального театра, остается очарован тем, как выразителен язык жестов. В репертуаре театра преимущественно детские спектакли.

"Театр Простодушных", г. Москва

Этот театр был основан в 1999 году. Его называют социокультурным феноменом современной России. Это некоммерческая театральная группа, дающая драматические спектакли на столичных сценах, в периферии и за рубежом, в которой нет актеров в привычном понимании этого слова. Весь основной состав труппы - это люди с синдромом Дауна. У театра нет собственной сцены, представления проходят на разных сценических площадках столицы. Спектакли в исполнении особенных артистов выглядят непривычно и очень искренне, обычные истории приобретают особенную выразительность и актуальность.

"Театр.doc", г. Москва

На сцене этого театра, созданного в 2002 году, ставят в основном документальные пьесы молодых драматургов. Документальный жанр подразумевает любимую многими аннотацию "основано на реальных событиях". Это пьесы на злобу дня, в основу которых положены настоящие истории людей, дневники, письма и т. п. Со сцены говорят о любви, офисах, политике, убийствах, гастарбайтерах, медицине — в общем, обо всем, из чего состоит наша жизнь. Будьте готовы к тому, что в спектаклях есть нецензурная лексика. В этом театре часто проходят лекции и обсуждения пьес.

Театр "Странствующие куклы господина Пэжо", г. Санкт-Петербург

Театр возвращает зрителей к традициям Средневековья. Актеры, одетые в белые одежды и маски, играют спектакли на городских улицах, нередко вовлекая в действие и самих зрителей. Режиссер во время постановки не вмешивается в процесс, он терпеливо наблюдает со стороны за тем, как актеры импровизируют и в полной мере раскрывают свои способности. Это тот случай, когда режиссер не создает спектакль, а лишь озвучивает актерам его концепцию.

Театр "Не - Кабуки", г. Санкт-Петербург

Это маленький семейный любительский театр, название которого объясняется очень просто. Как всем известно, старинный японский театр "кабуки" предполагает строго мужской состав актеров, которые исполняют все роли без исключения. Ироничное название театра "Не-Кабуки" родилось во времена первого состава труппы, в котором оказались одни женщины. Со временем театр "Не-Кабуки" пополнился представителями мужского пола, однако полюбившееся и актерам и публике название было решено сохранить. Еще одно любопытное отличие театра "Не-Кабуки" от многих как петербургских, так и зарубежных театров в том, что артисты получают роли вне зависимости от половой принадлежности персонажа.

При театре функционируют две студии: для взрослых и для самых маленьких, воспитанники которых регулярно принимают участие в постановках. Для юных зрителей в афише театра найдутся не только детские спектакли и инсценировки произведений из школьной программы, но и представления уникального формата - "спектакль-лекция", где с ребятами беседуют известные петербургские филологи и литераторы.

Сказкин дом, г. Санкт-Петербург

Интерактивный детский музей-театр совмещает в себе театральные сказочные постановки с музейными программами. Профессиональные актёры знакомят детей с русскими и зарубежными сказками, историей родной земли и школьными науками. Это уникальный отечественный проект, который помогает родителям сформировать в ребёнке эстетические навыки, привить патриотические и нравственные ценности через народную мудрость и сказочную мораль. В интерактивных спектаклях участвуют дети от 1 года до 12 лет. В этом театре всегда интересно детям и не скучно взрослым.

Театр на ходулях "Шоу великанов", г. Евпатория

Театр на ходулях был создан в 2001 году в Евпатории при помощи коллег из немецкого города-побратима Людвигсбурга. В театре есть ходули разной высоты, средняя высота 1 м 20 см до стопы, но артисты театра свободно используют ходули и высотой 2 м 20 см. Другое название артистов этого театра — самые высокие люди Евпатории. Театр очень популярен, он много гастролирует, участвует в различных конкурсах, фестивалях и шоу. Представления этого театра также называют "шоу великанов" по названию одного из спектаклей в их репертуаре. Зачастую массовые представления даются на улицах и радуют не только жителей, но и гостей города.

"Коляда-театр" г. Екатеринбург

Театр входит в десятку лучших трупп провинциальных театров России. Где бы ни проходили постановки, они всегда имеют колоссальный успех, билеты продаются задолго до представления, а актерам зрители аплодируют стоя. Николай Коляда — уникум, маэстро беспощадного балагана, певец и летописец русского бедного. Самый плодовитый драматург нашего времени, воспитавший армию учеников и последователей, самостоятельно построивший свой театрик, где вместе с группой актеров производит спектакли из пластиковых стаканчиков, самоваров, ковров и всего ассортимента магазинов Fix Price.

Вверх


Памятники и скульптуры, посвященные театру в России


Архитектура театра способна вызвать трепет восхищения не только у поклонников театрального искусства, но и у многих людей, ценящих эстетическую красоту. Недаром, говорят, что архитектура подобна музыке, застывшей в камне. Здания многих театров страны сами по себе являются памятниками архитектуры и объектами культурного наследия. В разных городах России около театров установлено огромное количество памятников, посвященных актерам и их ролям, режиссерам, драматургам и даже зрителям.

Скульптура "Театр и Город", г. Москва

Скульптура "Театр и Город" была создана Дмитрием Кукколосом для Московского драматического театра на Перовской. Ее вдохновителем является Кирилл Маратович Панченко - создатель и худрук театра на Перовской. Оригинальность скульптуры заключается в том, что у нее с одной стороны - мужской образ, а с другой - женский. В памятнике присутствуют классические театральные античные маски.

Скульптура многолика, как сам театр. "Платье" - это город, где можно разглядеть улочки, здания, фонари, кошек. Скульптуру можно долго рассматривать, как некую загадку, каждый обнаружит что-то интересное. На скульптуре отражены образы великих Пушкина и Гоголя, пьесы которых являются театральной классикой и ставятся в Театре на Перовской.

Памятник старому зданию драмтеатра, г. Тюмень

Этот необычный памятный знак установлен на месте старого здания Тюменского театра драмы, существовавшего с 1835 по 2008 год. В 2008 году старое здание снесли, и теперь на его месте стоит памятник "В память об актерах, режиссерах, тех, кто служил театру и в благодарность зрителю".

Памятник театральному зрителю, г. Калуга

Памятник театральному зрителю был торжественно открыт 2 апреля 2008 года на Театральной площади перед Калужским драматическим театром. На церемонии открытия присутствовал народный артист Юрий Соломин. Он благодарил калужан, которые первые в мире догадались поставить памятник театральному зрителю. Памятник представляет собой отлитую в бронзе скульптуру девушки, которая держит в руках табличку с надписью "Нет ли лишнего билетика?".

Памятник трем драматургам, г. Москва

В марте 2007 года в центре Москвы открыт памятник трем позднесоветским драматургам – Александру Вампилову, Александру Володину и Виктору Розову. Скульптурная композиция, созданная по проекту Ивана Саутова, находится во дворе театра "Табакерка" и представляет собой три отдельные рядом стоящие скульптуры. Эти товарищи общаются, не обращая ни на кого внимания, и то ли только собираются посетить театр, то ли только что просмотрели спектакль и теперь обсуждают увиденное.

Проект памятника, открытие которого было приурочено к Международному дню театра, много лет вынашивал художественный руководитель театра - Олег Табаков.

Памятник трем драматургам, г. Черемхово

У правого крыла здания драматического театра в городе Черемхово Иркутской области находится памятник трем известным драматургам Черемховской земли: Александру Вампилову, Владимиру Гуркину и Михаилу Ворфоломееву. Данная скульптурная композиция включает лавочку с двумя свободными местами и человеческие фигуры: В. П. Гуркин вольготно сидит на лавочке, за лавкой посреди – М. Ворфоломеев, правее – А. Вампилов. Театр, у которого находится памятник, носит имя Владимира Павловича Гуркина.

Скульптура, посвященная провинциальным актерам, г. Владимир

На Театральной площади города Владимира в сентябре 2018 года в честь 170-летнего юбилея Владимирского областного академического театра драмы установлена скульптурная композиция "Счастливцев и Несчастливцев", посвященная провинциальным актерам. Комик Счастливцев и трагик Несчастливцев - герои комедии Александра Островского "Лес" (1870).  Композиция представляет собой две бронзовые фигуры странствующих актеров с посохами и дорожным саквояжем.

Памятник "Принцесса Турандот", г. Москва

Фонтан-памятник "Принцесса Турандот" находится на Арбате перед зданием театра им. Е. Вахтангова. Установлен он был в 1997 году, в честь 75-летия постановки одноименной пьесы. Капризная принцесса стала знаковой фигурой и является талисманом театра. Памятник представляет собой большую овальную чашу, в которой находится фонтан, на его вершине восседает на троне принцесса Турандот. Вокруг памятника установлена длинная каменная лавочка, а по вечерам фонтан-памятник подсвечивается.

Фонтан "Арлекин и Коломбина", г. Красноярск

Фонтан находится на площади у Театра юного зрителя. Его открытие состоялось в 2008 году и было приурочено к 380-летию со дня основания города. Авторы – архитектор Андрей Касаткин и скульптор Александр Ткачук.

Расположенный на площади перед Театром юного зрителя фонтан несет в себе дань уважения пионерам театрального искусства. Бронзовую скульптурную композицию театральных героев 16 века окружает 9 мощных водных струй.

"Аллея "Театр Кукол", г. Раменское

"Аллея "Театр Кукол" - это серия скульптур, изображающих персонажей сказки Алексея Толстого "Золотой ключик". Здесь есть мудрая Тортилла, совсем не страшный Карабас, весёлый Буратино, артистичный Арлекин, печальный Пьеро, а также Мальвина с Артемоном и Лиса Алиса с Котом Базилио. Скульптуры расположены так, что с ними можно не только фотографироваться, но и играть, или даже устроить среди них собственное представление..."

Скульптура "Арлекин", г. Омск

Омский государственный театр куклы, актёра, маски «Арлекин» - один из старейших детских театров России, ведущий свою историю с апреля 1936 года. В 2009 году на площади перед театром появилась скульптура — сидящий на колонне Арлекин с перчаточной куклой Петрушкой в руках. Скульптура выполнена из стали и латуни. Автор скульптуры – художник Сергей Козач. Арлекин олицетворяет веселье, юмор, праздничное настроение. Этот яркий памятник является символом театра.

Вверх

 

 

 

 
Голосование
Какие семейные традиции передаются из поколения в поколение в вашей семье?
 
Читать подано
Финк Дж. «Добро пожаловать в Найт-Вэйл»

  

Яндекс.Метрика