Главная
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
        Апатиты – город мой     Правовая помощь     Родителям и педагогам     Хобби-клуб Версия   Главная Написать письмо Канал YouTube Вконтакте Карта сайта Контакты

Девичьи посиделки

 Девичьи посиделки

Весна и лето у русского народа были горячей порой – нужно было вырастить урожай. Осенью же тяжелая работа сменялась отдыхом. Поэтому с начала октября и до Масленицы, молодежь собиралась на посиделки, беседы, вечёрки. В них принимали участие девушки в возрасте от 10-15 лет и до замужества. 

В. Даль писал  о посиделках: «сбор крестьянской молодёжи по осенним и зимним ночам, под видом рукоделья, пряжи, а более для россказней, забав и песен».  Тем не менее, на обычных посиделках, которые устраивались в будний день, в основном только работали, а вот по праздникам устраивались игры и танцы.

К посиделкам готовились заблаговременно: договаривались с хозяйкой дома о том, чтобы снять дом на всю зиму, об условиях оплаты.

Приходили на посиделки только незамужние девушки и холостые парни. Женатому человеку появляться на посиделках было уже неприлично. Есть русская пословица: «Женатого с посиделок веретеном гонят».

Участниками посиделок были только парни и девушки одной деревни или группы рядом расположенных маленьких деревень. Появление парней из других деревень воспринималось местными парнями недоброжелательно. В лучшем случае их старались мирно выпроводить домой, взять с них деньги в пользу посиделки, в худшем случае посиделка заканчивалась дракой между чужаками и местными парнями, недовольными их приходом. 

Посиделочное время обычно делилось на две части: рабочее и праздное. Рабочее время проходило в девичьем составе. Девушки пряли, вязали, шили, тихо разговаривая друг с другом, пели песни. 

Одним из важных дел на посиделках был сбор приданого. По существу мама начинала копить приданое с рождения дочери, потихоньку откладывая отрезы ткани на сарафаны, платки, полотенца. Называлось это «нагнетать сундук». А с 10-15 лет девочки сами начинали шить себе одежду и готовить приданое. И этой работой занимались постоянно, в том числе и на посиделках.

Для приданого готовилась праздничная и повседневная одежда, причём в нескольких комплектах: для ношения в молодом, среднем и пожилом возрасте, то есть на всю жизнь. Считалось, что платье, сшитое в то время, когда человек приближался к периоду максимальной жизненной силы, сохраняло эту магическую силу в себе, и чем на больший период жизни заготавливался комплект одежды, тем дольше её владельцу было суждено  прожить.

Также требовалось заготовить множество полотенец – даров жениху, свадебным дружкам, дяде, деверю и даже всем мужчинам, присутствующим на свадьбе. Полотенце выполняло роль оберега, осуществляло  связь между людьми и иным миром. В русских народных сказках отражено это волшебное свойство: махнул полотенцем – сделался мост, появился сад, огненная река. В наши дни на свадьбах тоже используют полотенца: на нем подаётся хлеб-соль гостям.

Праздная часть посиделок начиналась с появления парней. Их приход обычно ритуально обставлялся. Парням полагалось входить в избу гурьбой, останавливаться у порога и, сняв шапки, кланяться низким поклоном девушкам, приветствуя их: "Здравствуйте, красные девушки!" или "Посиделке Вашей, лебеди белые!". Девушки должны были встать с лавок, отдать поклон: "Здравствуйте, молодцы хорошие!", "Бог на посиделку!". Ритуал требовал, чтобы затем каждый парень выбрал себе среди сидевших девушек пару для посиделочной игры. Приглядев девушку, он должен был подойти к ней, приподнять шляпу, поклониться, назвать по имени и отчеству, сказать приветливые слова и слегка ударить по плечу. Девушка обязана была, если парень ей понравился, встать, поклониться и пригласить сесть рядом. Такие игровые пары назывались беседниками, занимальщиками, игральщиками, почётниками. Обычно парень, раз выбрав для игры понравившуюся ему девушку, должен был выбирать её на каждой посиделке. Измена почётников друг другу не одобрялась, а частая смена игровых партнеров во время одного осенне-зимнего сезона осуждалась молодежным общественным мнением. 

На посиделках молодежь водила хороводы, занималась различными спокойными играми, заканчивавшимися поцелуями. Содержание хороводов отражало, как правило, тему семьи, семейной жизни, взаимоотношений между мужем и женой. В них с помощью пантомимы, хореографических движений, песен разыгрывались любовные отношения между мужем и женой, сцены семейных ссор, наказание неверной или строптивой жены. Так, самым распространенным и любимым игровым хороводом посиделок был хоровод "Женина любовь". Он рассказывал о том, как муж собирается в город погулять, поразвлечься и привезти жене много подарков. "Жена", находящаяся в центре хороводного круга, отмахивается от своего стоящего рядом "мужа", сердится на него, не хочет ничего слышать. Хор укоризненно поет: "Посмотрите, добры люди, как жена мужа не любит: Где не сойдется, не поклонится, отворотится!". После этого рассерженный поведением "жены" "муж" произносит: "Я куплю тебе, жена, шелковую плетку". "Жена" сразу же разыгрывает любовь и ласку по отношению к нему. Хор поет: "Посмотрите, добры люди, как жена мужа любит: Где не сойдется, все поклонится, не отворотится".

Любили на посиделках и делиться секретами, рассказывать сказки, страшные истории про нечистую силу, чудеса. Когда кто-нибудь из парней неожиданно задувал лучину или свечу на самом захватывающем месте, девушки поднимали визг.

Посиделки без работы, чисто развлекательные приурочивались обычно к праздникам. В некоторых местах они имели особое название — вечеринки, вечереньки, пирища, сходбища. Устраивали их в просторной избе, нередко нанятой в складчину или за средства, заработанные коллективной жатвой молодежи на полосах хозяина избы либо богатого односельчанина. На таких беседах ходили под песни парами, играли в жмурки, прятки, кошки-мышки, отгадышки и др., плясали. Затевали «веревочку»: все участники, взявшись за руки, водили хоровод сложными петлеобразными фигурами под различные песни. «Веревочка» выкатывалась в сени, возвращалась в избу, вилась и вилась, а песни сменяли одна другую. Те, кто водил хоровод первыми, постепенно отцеплялись и садились па лавки по стенкам; спустя некоторое время снова включались в игру. Из подвижных игр хороводного типа популярно было также исполнение песенного диалога двумя партиями, поочередно наступавшими одна на другую («А мы просо сеяли, сеяли...» и пр.). Все участники перед началом каждой песни-диалога отвешивали поклон противоположной стороне.


Материал подготовила О. В. Глебова 

 
Голосование
Какие семейные традиции передаются из поколения в поколение в вашей семье?
 
Читать подано
Пауло Коэльо «Алеф»

   

Яндекс.Метрика