Главная
Голосование
Центральная библиотека осенью станет Модельной. Что вас привлечет в ней больше всего?
 
Поиск по сайту

Мир дома

«Мир дома: сакральный мир простых вещей» - так называется выставка, представленная в читальном зале библиотеки имени Л.А. Гладиной.

Дом – это важная часть жизни каждого человека. Это тепло, уют, родные люди, дорогие и любимые вещи. Однако, дом раньше и теперь – это не одно и то же. Вот и решила библиотекарь Светлана Смычкова самой разобраться и своим читателям поведать о том, что было важным для наших бабушек и дедушек при строительстве и ведении дома. 

Разделы выставки

Всякий дом хозяином держится

Крестьяне, строя своё жилище, соблюдали 3 главных правила: чтобы самому удобно было, соседу не мешало, вид деревни не портило.

Домок вести - не задом трясти

Интерьер избы отличался простотой и целесообразностью. Основное пространство избы занимала печь, которая располагалась у входа, справа или слева от дверей. Стол всегда стоял в углу, по диагонали от печки. Над ним была расположена божница с иконами. Вдоль стен шли неподвижные лавки, над ними – врезанные в стены полки. В задней части избы от печи до боковой стены под потолком устраивались полати.

Каждое дело любовью освящается

Возведение дома сопровождалось множеством обрядов. Начало строительства отмечалось обрядом жертвоприношения курицы или барана. Он проводился во время укладки первого венца избы. Под углы будущего жилища подкладывали деньги, шерсть, зерно – символы богатства и семейного тепла, ладан – символ святости дома. С почитанием солнца у русских был связан культ коня - крылатые белые кони влекли солнечную колесницу. Именно поэтому коньки – любимый оберег русичей, и любая деревенская изба украшалась их изображением. Вообще, изба уподоблялась коню – охлупень на крыше дома был вырезан в виде головы коня, дом – тело коня, четыре угла – четыре ноги.

Дедушка домовой

Домовой обычно воспринимался как рачительный, заботливый хозяин, помогающий трудолюбивой, дружной семье. Тех же, кто ленился, плохо вёл хозяйство, не заботился о чистоте и порядке, он пугал, по-своему вредничал, пытался проучить. «Коли домовой душит, то спрашивай: к добру аль к худу? Заместо ответа станет легко либо тяжело».

Печка–мать родная, она и кормит, и греет

Огонь в печи представлялся живым существом. И люди его берегли, приносили пожертвования в виде кусочка испёкшегося хлеба или ложки каши из горшка. У печи проводили рождественские праздники, свадебные обряды, заговоры от сглаза и нечистой силы, гадания. По убеждению предков огонь в печи имел очистительную силу, уничтожая  в человеке болезни.

При самоваре мы родимся, при самоваре и умрём

Чаепитие представляло собой целый ритуал. Самовар, начищенный до блеска, устанавливался на столе, заварочный фарфоровый чайник ставился на конфорку, расставлялись чашки с глубокими блюдцами и чайными ложечками, сахарница с колотым сахаром, ситечко, щипцы для колки сахара и блюдо с пирогами. Чай разливала хозяйка дома или её старшая дочь. Чашку надо было наливать до краёв, не забывая потчевать гостей и предлагать ещё. Чай полагалось пить из блюдца, держа его всеми пальцами.

Ремесло – кормилец

В каждой семье мужчины и женщины старались овладеть каким-нибудь ремеслом, а то и несколькими. Отец учил сыновей, а мать дочерей всему, что в жизни необходимо. В этом разделе выставки представлена подробная информация о бондарном и гончарном ремёслах.

Приглашаем на выставку в читальный зал библиотеки имени Л.А.Гладиной (ул. Ленина, 24). Для организованных групп (школьников, студентов и т.д.) библиотекарь может провести на основе выставки Час истории народного быта. Договориться о дате и времени проведения можно по телефону 6-11-10 (Светлана Николаевна Смычкова, библиотекарь читального зала).
 

You have no rights to post comments

Понравилcя материал? Поделись с друзьями!
Читать подано
Пауло Коэльо «Алеф»

   

Яндекс.Метрика