Главная
Голосование
Центральная библиотека осенью станет Модельной. Что вас привлечет в ней больше всего?
 
Поиск по сайту

Декабрь

Декабрь

Пн

 

5

12

19

26

Вт

 

6

13

20

27

Ср

 

7

14

21

28

Чт

1

8

15

22

29

Пт

2

9

16

23

30

Сб

3

10

17

24

31

Вс

4

11

18

25

 


4 декабря

Тихонов Николай Семенович,

русский поэт, прозаик, публицист, общественный деятель

115 лет со дня рождения

(1896-1979)

Автор стихотворных сборников и циклов («Грузинская весна», 1948; «Два потока», 1951), поэм («Лицом к лицу», 1924; «Киров с нами», 1941), очерков («Ленинград принимает бой», 1942), сборников рассказов («Рискованный человек», 1927), книги «Шесть колонн» (1968). Герой Социалистического Труда (1966). Лауреат премий: Ленинской (1970), Международной «За укрепление мира между народами» (1957), Государственных СССР (1942,1949,1952).

Тихонов Николай Семенович // Знаменательные даты 2006 : универсальный энциклопед. календарь. – М.: «Либерея-Бибинформ», 2005. – С. 499.

Книги из фондов Централизованной библиотечной системы г. Апатиты: 

  • Воспоминания о Н. Тихонове. – М. : Сов. писатель, 1986. – 480 с.
  • Гринберг, И. Творчество Николая Тихонова / И. Гринберг. – М. : Сов. писатель, 1972. – 480 с.
  • Шошин, В.А. Поэт романтического подвига : очерк творчества Н.С. Тихонова / В.А. Шошин. – Л. : Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1976. – 431 с.

 

Произведения Н.С. Тихонова:

  • Собрание сочинений. В 7 т. – М. : Худож. лит., 1985.
  • Великим океаном нашей жизни : избранное. – М. : Сов. писатель,1979. – 352с.
  • Во все стороны света : стихотворения и поэмы. – Л. : Лениздат, 1984. – 253 с.

Вверх


10 декабря

Некрасов Николай Алексеевич,

русский поэт, прозаик, критик и издатель

190 лет со дня рождения

(1821-1878)

Народный заступник

Родился в местечке Немиров, ныне Винницкой области Украины. Детские годы прошли в селе Грешнево (ныне Некрасово) близ Ярославля, в имении отца. Здесь он близко узнал крестьянскую жизнь. В 1832— 1837 учился в Ярославской гимназии. Так как отец всегда мечтал о военной карьере для сына, то в 1838 16-летний Некрасов отправился в Петербург для определения в дворянский полк. В 1839 вопреки воле родителей тщетно пытался поступить в Петербургский университет. Лишенный материальной поддержки отца, вел жизнь полубездомного столичного бедняка. Печатал стихи с 1838. В 1840 опубликовал сборник еще незрелых стихов «Мечты и звуки», встреченный суровой рецензией В. Г. Белинского (1811—1848) и уничтоженный самим автором. Обладая твердым характером, дал себе слово «не умереть на чердаке» и начал энергичную литературно-журнальную деятельность. Как он сам писал позднее: «Праздник жизни — молодости годы //Я убил под тяжестью труда. // И поэтом, баловнем свободы //Другом лени не был никогда». Писал рассказы, повести, пьесы, театральные обозрения, фельетоны. С 1840 начал сотрудничать в театральном журнале «Пантеон...», с 1841 — в «Литературной газете» и «Отечественных записках».

Осознав необходимость покончить с «литературной поденщиной» (хотя и в это время были написаны значительные произведения, например очерк «Петербургские углы», 1845), пережил перелом, который сам осознал как «поворот к правде». Примкнул к натуральной школе (условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 1840-х). Его стихи наполнились социальным содержанием («В дороге», «Родина»). Талант Некрасова как редактора и организатора литературных сил развернулся в «Современнике»: даже в годы политической реакции после 1848 он сумел многое сделать, чтобы отстоять демократическое направление журнала. В это время были опубликованы романы «с продолжением» («Три страны света», 1848—1949, и «Мертвое озеро», 1851, совместно с А. Я. Панаевой (1820— 1893), которая стала его женой).

На рубеже 1860-х развернулось дарование его как народного поэта, сатирика, заступника угнетенной деревни. В 1856 вышел сборник «Стихотворения», воспринятый как манифест передовой русской литературы, открыто звавший к гражданской деятельности. В 1859—1861 в его поэзии углубляется тема деревни. Стихи («Дума», «Похороны», «Калистрат») и поэмы («Крестьянские дети», 1861; «Коробейники», 1861; «Мороз, Красный нос», 1863) согреты неподдельной любовью к русскому крестьянину. В 1868 возглавил журнал «Отечественные записки». Опубликовал здесь главы поэмы «Кому на Руси жить хорошо», поэмы о декабристах «Дедушка» (1870) и «Русские женщины» (1872—1873), сатиру «Современники» (1875— 1876). В этих произведениях, а также в лирике воплощены важнейшие черты эпохи 1870-х, когда начиналось «хождение в народ». Поэт стремился поддержать дух русской интеллигенции, преклонялся перед ее самоотверженностью, звал к подвигу («Сеятелям», 1876, опубликовано 1877).

Последние годы жизни, проведенные в напряженном творческом труде, заботах о журнале, в общественной деятельности, были омрачены тяжелой болезнью. Похороны Некрасова, сами собой устроившиеся без всякой организации, были первым случаем всенародной отдачи последних почестей писателю. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодежи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге. В надгробной речи Ф. М. Достоевский (1821—. 1881) поставил Некрасова рядом с А. С. Пушкиным. В России были созданы музеи поэта: Музей-квартира в Ленинграде (1946, ныне Санкт-Петербург) и Музей-усадьба в селе Карабиха Ярославской области (1947).

Народный заступник // Знаменательные даты 2006 : универсальный энциклопед. календарь. – М.: «Либерея-Бибинформ, 2005. – С. 496.

Книги из фондов Централизованной библиотечной системы г. Апатиты: 

  • Бойко, М.Н. Лирика Некрасова / М.Н. Бойко. – М. : Худож. лит., 1977. – 118 с.
  • Жданов, В.В. Жизнь Некрасова / В.В. Жданов. – М. : Худож. лит., 1981. – 239 с.
  • Некрасов в воспоминаниях современников. – М. : Худож. лит., 1971. – 599 с.

Произведения Н.А. Некрасова:

  • Полное собрание сочинений и писем. В 15 т. / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом). – Л. : Наука, 1981.
  • Кому на Руси жить хорошо : поэма. – М. : Эксмо, 2007. – 268 с.
  • Крестьянские дети : стихи / предисл. К. Чуковского ; рис. Д. Хайкина. – М. : Дет. лит., 1979. – 31 с.

Вверх


10 декабря

Томан Николай Владимирович,

русский писатель

100 лет со дня рождения

(1911-1974)

Томан Николай Владимирович (27 ноября (10 декабря) 1911, Орёл — 6 августа 1974, Москва) — русский советский писатель. Член Коммунистической партии с 1944. Родился в рабочей семье. Работал на ж.-д. транспорте. Учился в Литературном институте им. М. Горького (1937—38). Участник советско-финской войны и Великой Отечественной войны. Начал печататься в 1933. Автор приключенческих повестей и рассказов для юношества – сборники: «По светлому следу» (1955), «Что происходит в тишине» (1958), «Взрыв произойдет сегодня» (1961), «Прыжок через невозможное» (1965), «В погоне за Призраком» (1967), «Эшелоны идут под откос...» (1971). Повести, вошедшие в сборники «История одной сенсации» (1960), «Говорит Космос!...» (1961), «Неизвестная земля» (1966), «Преступление магистра Травицкого» (1968), сочетают острую сюжетность с элементами научной фантастики. Томан является также автором статей о научной фантастике и приключенческой литературе.

Попова, И.И. Томан // Краткая литературная энциклопедия. – М.: «Советская энциклопедия», 1972. – С. 570.

Книги из фондов Централизованной библиотечной системы г. Апатиты: 

Произведения Н.В. Томана:

  • Воскрешение из мертвых : приключен. повести. – М. : Дет. лит., 1980. – 432 с.

Вверх


12 декабря

Карамзин Николай Михайлович,

русский историк, писатель, журналист

245 лет со дня рождения

(1766-1826)

Высочайший нравственный авторитет

Родился в селе Михайловка, ныне Бузулукского района Оренбургской области. Сын помещика Симбирской губернии. Образование получил дома, затем в Москве — в частном пансионе. Посещал также лекции в Московском университете. В 1781 начал службу в Преображенском полку в Петербурге. После смерти отца вышел в отставку в 1784 поручиком и более не служил, что воспринималось в тогдашнем обществе как вызов. Сблизился с масонами (представителями религиозно-нравственного движения, связанного с удовлетворением религиозной потребности на внецерковной основе, характеризующегося стремлением говорить не «от себя лично», а ссылаясь на «просвещенных мудрецов», как библейских, так и античных) из окружения русского просветителя, писателя, журналиста, книгоиздателя Н. И. Новикова (1744—1818). Для мировоззрения и литературных взглядов Н. М. Карамзина показателен его интерес к философии Просвещения, к творчеству английских и немецких писателей-сентименталистов. В журнале Н. И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» опубликованы многочисленные переводы Н. М. Карамзина и его оригинальная повесть «Евгений и Юлия» (1789).

В 1789 порвал с масонами. Совершил путешествие по Западной Европе. Вернувшись в Россию, издавал «Московский журнал» (1791—1792), в котором публиковал свои произведения (основную часть «Писем русского путешественника», повести «Лиодор», «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», стихотворения). Журнал пропагандировал эстетическую программу русского сентиментализма (объявившего доминантой «человеческой природы» чувство, а не разум). После вынужденного почти полного молчания во время царствования Павла I (1754-1801, правил в 1796-1801) вновь выступил как публицист, обосновывая в своём журнале «Вестник Европы» программу умеренного консерватизма. В этом же журнале была опубликована его историческая повесть «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода» (1803). Его ранняя проза оказала влияние на творчество В. А. Жуковского (1783-1852), К. Н. Батюшкова (1787-1855 молодого А. С. Пушкина (1799-1837).

С середины 1790-х определился интерес Н. М. Карамзина к истории. Он оставил литературу и работал главным образом нал «Историей государства Российского» (т. 1-8, 1816-1817; т. 9, 1821; т. 10-11, 1824: т. 12,1829), которая стала не только значительным историческим трудом, но и крупным явлением русской художественной прозы, послужила основным источником для пушкинского «Бориса Годунова» и русской исторической драматургии 1830-х. Начав с древнейших времен и первых упоминаний о славянах, он успел довести «Историю...» до Смутного времени. Это составило 12 томов текста, сопровождавшихся более чем 6 тыс. исторических примечаний, в которых были опубликованы и проанализированы исторические источники, сочинения европейских и отечественных авторов. Сторонник норманнской теории происхождения Русского государства. Его периодизация русской истории очень близка к периодизации В. Н. Татищев г (1686-1750) и М. М. Щербатова (1733— 1790). Все они отождествляют истории страны с историей государства, а исторг: государства — с историей самодержавия. Однако Н. М. Карамзин внес много нового как в понимание общего хода русской истории, так и в оценки отдельных исторических событий. Данный труд содействовал повышению интереса к отечественной истории в различных слоях русского общества. Его историческая концепция стала официальной. Карамзин являет собой едва ли не единственный в истории отечественной культуры пример человека, о котором у современников и потомков не осталось каких-либо двусмысленных воспоминаний. Уже при жизни историограф воспринимался как высочайший нравственный авторитет; это отношение к нему остается неизменным до сих пор.

Высочайший нравственный авторитет // Знаменательные даты 2006 : универсальный энциклопед. календарь. – М.: «Либерея-Бибинформ», 2005. – С. 520.

Книги из фондов Централизованной библиотечной системы г. Апатиты: 

  • Лотман, Ю.В.Сотворение Карамзина / Ю.В. Лотман ; предисл. Б.Ф. Егорова. – М. : Книга, 1987. – 336 с.
  • Осетров, Е.И. Три жизни Карамзина / Е.И. Осетров. – М. : Современник, 1985. – 302 с.
  • Эйдельман, Н.Я. Последний летописец / Н.Я. Эйдельман. – М. : Книга, 1983. – 176 с.

 

Произведения Н.М. Карамзина:

  • Сочинения. В 2-х т. – Л. : Худож. лит., 1984.
  • Бедная Лиза : повести / вступ. ст. Л. Горелик ; худож. В.Н. Третьякова. – М. : Дет. лит., 2002. – 173 с.
  • Предания веков : сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского» / сост., вступ. ст. Г.П.Макагоненко ; ил. В.В.Лукашова. – М. : Правда, 1988. – 768 с.

Вверх


12 декабря

Гюстав Флобер,

французский писатель

190 лет со дня рождения

(1821-1880)

Безукоризненный стилист

Был младшим сыном известного руанского хирурга, рос при городской больнице, и «медицинские» впечатления сыграли свою роль в выработке его эстетики. Окончив Руанский лицей, поступил на юридический факультет Парижского университета, однако развившаяся в 1844 нервная болезнь вынудила его прервать занятия. Поселился в своем небольшом имении, Круассе, где прожил почти безвыездно до самой смерти. Там. созданы основные его художественные произведения, там находится обширная переписка —бесценный источник сведений о философских, эстетических и общественно-политических взглядах писателя.

Первые литературные опыты (повести «Мемуары безумца», 1838, «Ноябрь», 1842) не самостоятельны, написаны в духе традиционного романтизма. Получил известность после публикации романа «Госпожа Бовари» (1857) и нашумевшего судебного процесса, на котором эта книга была обвинена в «оскорблении нравственности» (суд вынес оправдательный приговор). С этого момента стал признанным лидером нового художественного направления — реализма, позднее был объявлен предтечей натурализма. Стремился к научной или же мистической истине, из которой полностью исключены прямые авторские оценки (автор в своем произведении, по словам Флобера, «должен быть подобен Богу во Вселенной — вездесущ и невидим»).

Идейный смысл романа «Госпожа Бовари» (1857) — разрыв с романтическими иллюзиями. Писатель мастерски показывает как пошлость провинциальной мелкобуржуазной среды, так и неистинную, надуманную форму, которую получают мистические упования и «высокие» идеалы. Гибель Эммы Бовари обусловлена ее тоской по иной жизни, свободной от пустоты и пошлости обывательского прозябания.

В 1858 совершил путешествие в Алжир и Тунис, собирая материалы для романа «Саламбо» (1862), действие которого происходит в древнем Карфагене в эпоху Первой Пунической войны (III в. до н. э.). Роман «Саламбо» (1862), как и некоторые другие произведения зрелого Флобера — мистерия «Искушение святого Антония» (три редакции, 1849—1874), повести «Иродиада» и «Легенда о святом Юлиане Странноприимце» (обе 1877), — обращен не к современному быту, а к баснословным временам древности. Эпические описания походов и сражений, садистские сцены убийств и жертвоприношений образуют не столько исторический роман, сколько языческую мистерию о любви-вражде солнечного бога Молоха и лунной богини Танит, отраженную в истории карфагенской царевны Саламбо и вождя восставших наемников Мато. Русский композитор М. П. Мусоргский (1839— 1881) создал оперу по мотивам «Саламбо». Первый вариант романа «Воспитание чувств» (1869, не опубликованный при жизни) был написан в 1845, второй, принципиально отличный от него, вышел в свет в 1869. Это — биография молодого человека, стремящегося утвердить себя в Париже, но терпящего неудачу из-за смутности, непостоянства своих чувств и устремлений — творческих, любовных, политических.

Путь писателя завершают «Три повести» (1877) и роман «Бувар и Пекюше» (незакончен; опубликован 1881). «Бувар и Пекюше» — произведение во многом сатирическое, связанное с проблемой роли человека в научном познании мира. Твердо веря в творческие возможности человека, автор считает своим долгом беспощадно высмеивать всякую профанацию подлинного знания. Е книге она воплотилась в главных героях с дилетантскими претензиями на всезнайство, свойственными обывателю. В связи с работой над этим романом составил небольшой по объему сатирический «Лексикон прописных истин» (опубликован 1910) — своеобразный кодекс ненавистного писателю обывательского «здравого смысла». Великий стилист, Флобер был образцом творческой добросовестности, преданное своему призванию, горячей любви к слов родному языку.

Безукоризненный стилист // Знаменательные даты 2006 : универсальный энциклопед. календарь. – М.: «Либерея-Бибинформ», 2005. – С. 500.

Книги из фондов Централизованной библиотечной системы г. Апатиты: 

  • Морча, А. Гюстав Флобер // Три Дюма. Литературные портреты. – М., 1986. – С. 596-613.
  • Пузиков, А.И. Идейные и художественные искания Флобера // Портреты французских писателей. – М., 1981. – С. 69-126.
  • Саррот, Н. Флобер – наш предшественник // Вопросы литературы. – 1997. – № 5/6. – С. 225-243.

Произведения Г. Флобера:

  • Собрание сочинений. В 3 т. – М. : Худож. лит., 1983.
  • Госпожа Бовари ; Повести ; Лексикон прописных истин. – М. : Худож. лит., 1989. – 430 с.
  • О литературе, искусстве, писательском труде : письма и статьи. В 2 т. – М. : Худож. лит., 1984.

Вверх


24 декабря

Фадеев Александр Александрович,

русский писатель, критик, публицист, общественный деятель

110 лет со дня рождения

(1901-1956)

Трагическая фигура

Родился в г. Кимры, ныне Тверской области. С 1908 жил на Дальнем Востоке. Окончил Владивостокское коммерческое училище (1918). Участник Гражданской войны (1918-1920). Учился в Московской горной академии (1921—1924). Печатался с 1923 (рассказ «Против течения»). В 1924 опубликовал повесть «Разлив». Широкую известность ему принес роман «Разгром» (1927, одноименный фильм, 1931) о партизанской войне на Дальнем Востоке. Гражданской войне посвящен также «Последний из удэге» (1929—1940; не окончен). Роман о комсомольцах-подпольщиках в годы Великой Отечественной войны (1941—1945) «Молодая гвардия» (1945) создан на документальном материале. Литературно-критические выступления собраны в книгу «За тридцать лет» (1957), показывающую эволюцию литературных взглядов писателя. Один из руководителей Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПГ 1926—1932). Генеральный секретарь Союза писателей СССР (1946—1954). В состоянии душевной депрессии покончил жизнь: самоубийством. В своем предсмертном письме обвинил коммунистическую партию самоуверенно-невежественном руководстве искусством, в уничтожении лучших кадров литературы. Содержание его письма долгие годы скрывалось и стало известно только в конце 1980-х. Лауреат Государственной премии СССР (1946).

Трагическая фигура // Знаменательные даты 2006 : универсальный энциклопед. календарь. – М.: «Либерея-Бибинформ, 2005. – С. 498.

Книги из фондов Централизованной библиотечной системы г. Апатиты: 

  • Беляев, Б.Л. Страницы жизни: А. Фадеев в 20-е и 30-е гг. / Б.Л. Беляев. – М. : Сов. писатель, 1980. – 168 с.
  • Жуков, И.И. Фадеев / И.И. Жуков. – М. : Мол. гвардия, 1989. – 333 с.
  • Фадеев, А. Письма. 1916-1956 / А. Фадеев. – М. : Сов. писатель, 1973. – 808 с.

Произведения А.А. Фадеева:

  • Собрание сочинений. В 4 т. / сост. и общ. ред. С. Заики ; ил. худож. О. Верейского. – М. : Правда, 1979.
  • Молодая гвардия : роман. – М. : Худож. лит., 1990. – 527 с.
  • Разгром : роман. – М. : Сов. Россия, 1987. – 160 с.

Вверх


24 декабря

Филатов Леонид Алексеевич,

русский актер, кинорежиссер, поэт и драматург

65 лет со дня рождения

(1946-2003)

Человек с «Таганки»

Родился в Казани. Окончил Театральное училище имени Б. В. Щукина (1969). С 1969 работал в Московском театре на Таганке. В 1993 разорвал отношения с художественным руководителем театра Ю. П. Любимовым (р. 1917) и перешел в театр «Содружество актеров Таганки». Но тяжелая болезнь не позволила продолжить работу в театре.

Роли: Дмитриев (1976 «Обмен» по Ю. В. Трифонову (1925-1981)), Мастер (1977, «Мастер и Маргарита» по М. А. Булгакову (1891-1940)), Барон и Дон Карлос (1989, «Пир во время чумы» по «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина (1799-1837)) и др. В кино-с 1970. Снимался в более чем 30 фильмах, среди которых: «Успех» (1985), «Забытая мелодия для флейты» (1988), «Город Зеро» (1990) и др. Поставил фильм «Сукины дети» (1991). Автор и ведущий телепрограммы об актерах «Чтобы помнили...». Автор стихов, песенных текстов и зонгов к ряду спектаклей («Геркулес и Авгиевы конюшни» по пьесе Ф. Дюрренматта (1921 — 1990)) и фильмов («Трест, который лопнул», 1982), киноповестей («Свобода или смерть»), театральных пьес («Большая любовь Робин Гуда», «Часы с кукушкой»). Его сказка-лубок по мотивам русского фольклора «Про Федота-стрельца, удалого молодца» принесла автору огромную популярность. Народный артист РФ (1996). Лауреат Государственной премии РФ (1995)..

Человек с «Таганки» // Знаменательные даты 2006 : универсальный энциклопед. календарь. – М.: «Либерея-Бибинформ», 2005. – С. 513.

Книги из фондов Централизованной библиотечной системы г. Апатиты: 

Произведения Л.А. Филатова:

  • Бродячий театр. – М. : Книга, 1990. – 272 с.
  • Грех : пьеса [и др.]. – М. : АСТ, 2005. – 173 с.
  • Про Федота-стрельца, удалого молодца : сборник / худож. В. Гальдяев. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. – 400 с.

Вверх

 
Понравилcя материал? Поделись с друзьями!
Читать подано
Ричард Йейтс "Влюбленные лжецы"
     
Яндекс.Метрика