Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры



Версия Обычная версия сайта
Гете, Сокуров и Арабов
 Фильм Александра Сокурова «Фауст» получил «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. Картина получила также католическую награду Signis, которая была присуждена «за грандиозную художественную интерпретацию классического произведения». Фильм «Фауст» завершает цикл фильмов «Молох» (о Гитлере), «Телец» (о Ленине), «Солнце» (о японском императоре Хирохито). «Фауст», по словам Сокурова, является ключом ко всей тетралогии.

Картина поставлена по поэме Гете, который работал над "Фаустом" почти всю свою жизнь. Первый замысел возник у него, когда ему было не многим больше двадцати лет. Закончил он произведение за несколько месяцев до кончины. Таким образом, от начала работы до её окончания прошло около шестидесяти лет. Основу сюжета составляет легенда о средневековом маге и чернокнижнике Иоанне Фаусте. Он был реально существовавшей личностью, однако уже при его жизни о нём стали складывать легенды. В 1587 году в Германии вышла книга "История доктора Фауста, известного волшебника и чернокнижника", автор которой неизвестен.

Сценарий фильма написал драматург Юрий Арабов – любимый автор Сокурова. В классический текст Гете были внесены значительные изменения. Как и большинство авторов, пытавшихся рассказать историю Фауста, создатели новой версии взяли за основу сюжета первую часть трагедии, где главный герой встречает Мефистофеля, продает ему душу, а потом влюбляется в Гретхен и губит ее жизнь. Однако образ Мефистофеля у Сокурова и Арабова пережил трансформацию: теперь это не мифический дьявол, а вполне реальный человек – ростовщик.

«В массовом сознании Гёте предстаёт суховатым кабинетным мыслителем — меж тем его «Фауст» пронизан прямо-таки неистовым карнавальным духом. Люди, звёзды, богини, знатные господа и фантастические животные сошлись в хороводе — словом, «соприкоснулись в простодушье все виды жизни, все миры». Ясно, отчего Фаусту так трудно было выбрать и «остановить» одно единственное мгновение этого бытийного потока.

Сокуров же, напротив, создаёт ощущение какого-то вселенского тупика и запертой, застоявшейся в жилах крови. Кажется, что герои утоплены в вязком, лишённом естественного простора, просветов и глубины, пространстве.

Никто, конечно, не ждал, что Сокуров приведёт на экран Мефистофеля в ниспадающем плаще, с острой бородкой и демонически сдвинутыми бровями, но степень отступления не только от оперного штампа, но и от образа, созданного Гёте, в его фильме поражает. «Мы с жилкой творческой, мы род могучий, // Безумцы, бунтари…» — горделиво заявляет Мефистофель в трагедии и, действительно, иной раз предстаёт не скептиком и циником, а вдохновенным миросозерцателем.

Но вместо поэта и провокатора, легкого на подъём, меняющего обличия и ощущающего себя где угодно как рыба в воде, на экране предстаёт удивительно неуклюжее и малоподвижное существо. Этот Мефистофель — страдающий одышкой, еле передвигающийся, бормочущий себе под нос какую-то невнятицу — не более чем старый урод, кряхтун с торчащим косым брюхом, грушевидной фигурой и редкими рыжеватыми волосёнками. Пластичного Антона Адасинского в этой роли можно опознать разве что по финальным титрам.

Мефистофель (слева) и Фаус - главные герои фильма Александра СокуроваФауста Гёте к союзу с чёртом толкает неутолимая страсть к познанию. Сокуровский Фауст подписывает дьявольский договор, когда фильм перевалил далеко за половину, а после просит, чтобы Мефистофель быстренько — вынь да положь! — организовал ему свидание с Маргаритой. Этот Фауст словно рождён временем, чьи высшие идеалы — набитый желудок и плотские услады, временем, которое понимает слово «познание» разве что в самом интимном смысле». 

 

Юрий Арабов - поэт, писатель, публицист, кинодраматург. Известность приобрел как автор сценариев к фильмам Сокурова ("Одинокий голос человека" по Андрею Платонову, "Скорбное бесчувствие" по Бернарду Шоу, "Дни затмения" по братьям Стругацким, "Спаси и сохрани" по Гюставу Флоберу, "Камень", "Тихие страницы", «Молох», «Солнце», «Телец»). За сценарий к фильму «Молох» был удостоен Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля. Преподает во ВГИКе.
А. Сокуров: «Юрий Арабов обладает уникальным сочетанием мощного интеллекта, тонкой художественной интуиции, грустной иронии и страсти. По правде говоря, использовать его талант в кинематографе – все равно что хрустальной вазой забивать гвозди. Как правило, кино не нуждается в таком уровне культуры и литературного мастерства. Его сценарии самодостаточны. Это полноценные произведения, это искусство».

 Юрий Арабов - автор романов «Юные годы Данта», «Биг-бит», «Флагелланты», «Чудо», «Орлеан». Выпустил несколько поэтических сборников, среди которых «Автостоп», «Ненастоящая сага», «Простая жизнь», «Воздух». Лауреат премии журнала «Знамя» (1999), Премии Аполлона Григорьева (2003, за роман «Биг Бит»), премии имени Пастернака (2005), премии «Триумф». Его новый роман «Орлеан» в 2011 году вошел в шорт-лист премии «Большая книга».

Арабов, Ю. Солнце и другие киносценарии. – СПб, 2006. – 510 с.

В сборник вошли сценарии фильмов «Господин оформитель», «Молох», «Телец», «Солнце», а также нереализовнные сценарии «Ужас, который всегда с тобой», «Конкубино».


 
 
Арабов, Ю. Чудо. – М., 2009. – 221 с.

Действие романа развивается вокруг необыкновенной, но реальной, истории. Девушка Татьяна собирает друзей потанцевать и, оставшись без кавалера, приглашает на танец… Николая Угодника. Но, схватив икону, она тут же застывает с ней, превращается в недвижную статую – и никто: ни врачи, ни священник, ни «случившийся» в городе Н.С.Хрущев ничего не могут с этим поделать…

Книги можно взять на абонементе Центральной городской библиотеки (ул. Пушкина, 4).

Прямая речь:

«…меня, как человека, который в меру скромных сил пытается заниматься гуманитарными проблемами, больше всего ранит культурное оскудение, или, вернее, культурное одичание своей страны. Я считаю, что та модель жизни, которая насаждается сегодня нашими масс-медиа, и, прежде всего, телевидением, абсолютно губительна для граждан или, как они выражаются, для «потребителя». Эта модель способствует лишь атомизации общества, разрушая культурные и социальные связи между людьми.. Она действует, как наркотик. Наркоман – он всегда один. Сегодня подавляющее большинство граждан не читают серьезных книг, то есть тех книг, для усвоения которых требуется определенное усилие, они как бы «обдолбаны» жвачкой, уже пережеванной и даже переваренной за них. Они открывают рот, как в сумасшедшем доме, и услужливая рука запихивает туда заранее «переваренный» продукт. Это ведет к атрофированию разума. Во многом именно этим объясняется абсолютная социальная пассивность общества, которой пользуются некоторые нечистоплотные политики, не понимая, что такая пассивность потом ударит и по ним самим».

Юрий Арабов «Сегодня к черту – большая очередь» http://www.newizv.ru/inset/2009-05-02/108607-jurij-arabov.html
 

You have no rights to post comments

Поиск по сайту

Голосование

Какие семейные традиции передаются из поколения в поколение в вашей семье?
 

Читать подано

Ричард Йейтс "Влюбленные лжецы"