Главная
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
        Апатиты – город мой     Правовая помощь     Родителям и педагогам     Хобби-клуб Версия   Главная Написать письмо Канал YouTube Вконтакте Карта сайта Контакты

Август

Август

Пн

1

8

15

22

29

Вт

2

9

16

23

30

Ср

3

10

17

24

31

Чт

4

11

18

25

 

Пт

5

12

19

26

 

Сб

6

13

20

27

 

Вс

7

14

21

28

 


14 августа

Дмитрий Сергеевич Мережковский,

русский писатель, поэт

145 лет со дня рождения

(1866—1941)

Христианский мыслитель

Родился в Петербурге. Сын дворцового чиновника. Учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В 1888 увидел свет первый его поэтический сборник. Книга «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893), прокламирующая символизм и «мистическое содержание» искусства в противовес реалистической литературе и гражданской поэзии 1880-х, стала одним из первых программных документов русского декаданса. Литературную известность принесли историко-литературные и публицистические труды: «Вечные спутники» (1897), «Л.Толстой и Достоевский» (1901-1902), «Грядущий Хам» (1906), «В тихом омуте» (1908), «Не мир, но меч» (1908). Символизм был характерен и для Мережковского-романиста: трилогия «Христос и Антихрист» (1896—1905), романы «Александр I» (1913), «14 декабря» (1918). Он участвовал в организации Религиозно-философских собраний в Петербурге (1901—1903). Редактировал журнал «Новый путь» (1903—1904).

В1920 уехал из России. В эмиграции вышел целый ряд его трудов — «Рождение богов» (1925), «Мессия» (1928), «Тайна трех» (1925), «Тайна Запада: Атлантида—Европа» (1930), «Иисус Неизвестный» (1932), «Наполеон» (1929), «Данте» (1939). Восприняв мысль русского религиозного философа Вл. С. Соловьева (1853—1900) о «неудаче дела Христова в истории», он был полон тяжелых предчувствий, как никто другой из русских мыслителей переживая обреченность и тупиковость исторического пути человечества. Человечество и его культура, по Мережковскому, заболевают неизбежно, и излечение невозможно. Церковь не может сыграть роль врачевателя потому, что, с одной стороны, в своей «правде о небе» противостоит миру, чужда ему, а с другой — в своей эволюционной практике сама является лишь частью тела человечества и подвержена тем же болезням. Спасение современному человечеству может принести только «второе пришествие». Иначе, по убеждению писателя, история, уже исчерпавшая себя в своем рутинном движении приведет лишь к торжеству «грядущего Хама» — вырождающейся бездуховной мещанской цивилизации. В этом смысле «новое религиозное сознание», провозглашавшееся Мережковским, — не только апокалиптическое, ожидающее конца времен и «религии Третьего Завета», но и революционное, готовое к прорыву в катастрофическое будущее, чтобы самым радикальным и бесповоротным образом отбросить «прах старого мир». «Мы отплыли от всех берегов», «лишь постольку мы люди, поскольку бунтуем», «наступил век революции: политическая и социальная — только предвестие последней, завершающей, религиозной» — эти и им подобные утверждения в решающей степени определяют суть мировоззренческой позиции писателя, который предвосхитил революционно-бунтарские мотивы в европейской мысли XX в.

В своих трудах по истории культуры он стремился показать, что вся мировая история носила катастрофический характер, человечество всегда жило в преддверии конца истории, отнюдь не ошибаясь в своих апокалиптических предчувствиях, потому что конец уже не раз должен был наступить. Гибнет мифическая Атлантида, погибают внутренне больные древние цивилизации Америки, античный мир, и не раз уже человеческая история стояла на краю пропасти. Катастрофы не произошло только благодаря «религиозной революции». В этом смысле для Мережковского христианство — самая революционная религия: «Рим погиб — спасся мир. Это и значит, что участь Европы была бы участью древней Америки и, может быть, Атлантиды древнейшей, если бы не пришел Спаситель». Писатель считал, что христианство, несмотря на всю неполноту и несовершенство своих исторических форм, остается той духовной силой, которая может спасти историю.

Христианский мыслитель // Знаменательные даты 2006 : универсальный энциклопед. календарь. – М.: «Либерея-Бибинформ, 2005. – С. 324.

Книги из фондов

Централизованной библиотечной системы г. Апатиты:

  • Зобин, Ю.В. Мережковский : жизнь и деяния / Ю.В. Зобин. – М. : Мол. гвардия, 2008. – 436 с.
  • Бавин, С. Дмитрий Мережковский // Судьбы поэтов Серебряного века / С. Бавин, И. Семибратова. – М., 1993. – С. 307-322.

Произведения Д.С. Мережковского:

  • Собрание сочинений. В 4 т. – М. : Правда, 1990.
  • Было и будет; Дневник 1910-1914; Невоенный дневник 1914-1916. – М. : Аграф, 2001. – 512 с.
  • Наполеон. – М. : ТЕРРА – Кн. клуб, 1998. –416 с.

Вверх


21 августа

Леонид Николаевич Андреев,

русский писатель, драматург

140 лет со дня рождения

(1871—1919)

Творчество, минимально отдалённое от «мыслечувствий» публики

Родился в Орле. Сын землемера и дочери разорившегося польского помещика. Окончив гимназию (1891), поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но заканчивал курс уже Московского университета (1897). Несколько лет практиковал как адвокат. Любительски занимался живописью, заслужил похвалы И. Е. Репина (1844-1930) и Н. К. Рериха (1874-1947). В юности дважды покушался на самоубийство, в результате чего приобрел хроническую сердечную недостаточность. Мемуаристы отмечают нервность и переменчивую «контрастность» его натуры, пессимизм, порожденный отчасти увлечением философией А. Шопенгауэра (1788-1860).

Литературную работу начал в 1897 в московской газете «Курьер». Печатал судебные репортажи, фельетоны, беллетристику; обратил на себя внимание рассказом «Баргамот и Гараська» (1898). Рассказ, исполненный трагической правды, понравился М. Горькому (1868—1936), который ввел автора в литературный кружок Н. Д. Телешова (1867—1957) «Среда», объединявший писателей-реалистов преимущественно радикальных политических взглядов. Но сам Андреев лишь изредка испытывал «приступы любопытства» к политике; собственную революционность он ощущал как метафизический бунт, а не как политическую ангажированность. Первые зрелые рассказы — «Большой шлем» (1899), «Молчание», «Рассказ о Сергее Петровиче» (оба — 1900), «Жили-были» (1901) и другие—углубленно психологичны. Книга «Рассказы» принесла автору всероссийскую известность.

В начале 1900-х примыкал к группе писателей «Знания» (книгоиздательского товарищества в Петербурге в 1898—1913, организованного деятелями Комитета грамотности с культурно-просветительскими целями). В рассказах «В тумане», «Бездна», «Мысль» (все —1902), повести «Жизнь Василия Фивейского» (1903) усиливается накал духовных коллизий — рокового разлада духа и плоти, мысли и безумия, веры и неверия, красоты и безобразия и так далее. Центральными темами лучших его рассказов («Губернатор», 1905; «Тьма», 1907; «Рассказ о семи повешенных», 1908) и более слабого романа «Сашка Жегулев» (1911) становятся революционность и терроризм, трактуемые как реальность, раскрывающая противоречия природы человека. Зрелая проза писателя — это гиперболы стиля, сгущение «страшного» в жизни при отсутствии противоположного полюса. Духовная проблематика выступает в его произведениях в общедоступном и часто упрощенном виде; дистанция, отделяющая автора от смутных «мыслечувствий» широкой публики, минимальна. Это сделало его одним из самых читаемых прозаиков начала XX в. с репутацией «выразителя духа времени», поддерживаемой популярными газетами. Образ человека как пылинки в бесконечности космоса наиболее рельефно реализован в пьесах, начиная с драмы «К звездам» (1905).

Событием стали спектакли в театре В. Ф. Комиссаржевской и МХТ по его пьесе «Жизнь человека» (1906), где образ распорядителя жизненной мистерии (Некто в сером) выступал емким символом человеческой несвободы. Лучшие пьесы Андреева тяготеют к жанрам мистико-символистской трагедии или реалистической драмы, варьируют мотив отчуждения личности, распад «я»: «Царь Голод», «Черные маски» (обе —1907), «Дни нашей жизни», «Анатэма» (обе —1908), «Анфиса» (1909), «Екатерина Ивановна» (1912), «Тот, кто получает пощечины» (1916). Считая устаревшим психологический театр, отстаивал театр «внешней неподвижности», то есть пассивного существования человека, пронизываемого токами психических энергий — мистических, сновиденческих, подсознательных, исчезающих «в тихой глади небытия». Драмы «Реквием» (1913—1915) и «Собачий вальс» (1916), наиболее последовательное воплощение этой концепции, были его последними художественными свершениями.

Творчество, минимально отдалённое от «мыслечувствий» публики // Знаменательные даты 2006 : универсальный энциклопед. календарь. – М.: «Либерея-Бибинформ, 2005. – С. 325.

Книги из фондов

Централизованной библиотечной системы г. Апатиты:

  • Иезуитова, Л.А. Творчество Леонида Андреева / Л.А. Иезуитова; Ленингр. гос. ун-т им. А.А. Жданова. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. – 240 с.
  • Леонид Андреев // Силуэты русских писателей / Ю. Айхенвальд. – М., 1994. – С. 400-419.

Произведения Л. Андреева:

  • Собрание сочинений. В 6 т.  – М. : Худож. лит., 1990-1996.
  • Анатэма : избр. произведения. – Киев : ДнIпро, 1989. – 575 с.
  • Дневник Сатаны : романы; повести и рассказы; письма; воспоминания современников. – М.: Школа-Пресс, 1996. – 640 с.
  • Драматические произведения. В 2 т. – Л.: Искусство, 1989.
  • Иуда Искариот : повести и рассказы. – М. : Эксмо, 2005. – 656 с.

Вверх


15 августа

Вальтер Скотт,

английский писатель

240 лет со дня рождения

(1771—1832)

Создатель исторического романа

Сын состоятельного шотландского юриста. В младенчестве перенес полиомиелит и на всю жизнь остался хромым. С детских лет проникся духом шотландской истории, поэзией народных баллад и легенд, обаяние природы равнинной и горной Шотландии. Готовя себя к юридической карьере, в 1792 в Эдинбургском университете сдал экзамен на адвоката. Тогда же начал собирать старинные шотландские баллады и песни. С этих пор выступал на двух поприщах: литературном и судейском. С1799 — шериф графства Селкерк, с 1806 — секретарь суда. Первое оригинальное произведение — романтическая баллада «Иванов вечер» (1800). Занялся изданием шотландских народных баллад (сборник «Песни шотландской границы», 1802—1803). Сотрудничал в журналах «Эдинбург ревью» и «Куотерли ревью». Романтические поэмы 1805—1817 принесли ему славу выдающегося поэта, сделали популярным жанр лиро-эпической поэмы, сочетавшей драматическую фабулу с красочными описаниями пейзажей и лирическими песнями в стиле баллад: «Песнь последнего менестреля» (1805), «Мармион» (1808), «Дева озера» (1810), «Рокби» (1.813) и др. Создатель жанра исторического романа (написал их 25). Первый из них — «Уэверли» (1814) — появился анонимно (следующие романы вплоть до 1827 выходили как сочинения «автора "Уэверли"»). В центре повествования лежат события, связанные со значительными социально-историческими конфликтами. Выделяются романы, написанные на материале шотландской истории: «Пуритане» (1816) и «Роб Рой» (1818). В первом изображено восстание 1679, направленное против реставрированной в 1660 династии Стюартов. Герой «Роб Роя» — народный мститель, «шотландский Робин Гуд». Некоторые произведения В. Скотта не являются историческими: «Гай Мэннеринг» (1815), «Антикварий» (1816), «Ламмермурская невеста» (1819). Хотя действие в них отнесено к прошлому, они лишены масштабного исторического конфликта, сюжет обусловлен процессами, связанными с распределением земельных владений. Сюжет «Эдинбургской темницы» (1818) основан на конфликте между личностью и законом. После 1819 усиливаются противоречия в мировоззрении писателя. Тематика его исторических романов заметно расширяется. Писателя интересуют теперь эпохи, далекие от современности. Он создает романы «Айвенго» (1820), «Кенилворт» (1821), «Квентин Дорвард» (1823), «Вудсток» (1826), «Пертская красавица» (1828). В творчестве 1820-х, при сохранении реалистической основы, порой увеличивается удельный вес романтизма (особенно в «Айвенго» — романе из эпохи Средневековья). Особое место занимает роман из современной жизни «Сент-Ронанские воды» (1824). Здесь в критических тонах показано обуржуазивание дворянства, даны сатирические зарисовки титулованной знати. Жанровые принципы нравоописательного романа дают о себе знать в таких произведениях, как «Пират» (1822) и «Приключения Найджела» (1822). Тема бесправного положения шотландского народа возникает в новеллах и повестях 1820-х. Тогда же опубликован ряд сочинений на исторические и историко-литературные темы: «Жизнь Наполеона Бонапарта» (1827), «История Шотландии» (1829—1830), «Смерть лорда Байрона» (1824). Книга «Жизнеописания романистов» (1821—1824) позволяет уяснить творческие связи автора с писателями XVIII в., особенно с Г. Филдингом (1707—1754), которого он называл «отцом английского романа». Создав исторический роман, В. Скотт установил законы нового жанра и блестяще воплотил их на практике. Даже семейно-бытовые конфликты он связал с судьбами нации и государства, с развитием общественной жизни. Его творчество оказало огромное влияние на европейскую и американскую литературы. Исторический роман стал одним из наиболее популярных жанров в эпоху романтизма.

Создатель исторического романа // Знаменательные даты 2006 : универсальный энциклопед. календарь. – М.: «Либерея-Бибинформ, 2005. – С. 328.

Книги из фондов

Централизованной библиотечной системы г. Апатиты:

  • Дайчес, Д. Сэр Вальтер Скотт и его мир / Д. Дайчес; пер. с англ. – М. : Радуга, 1987. – 175 с.
  • Долинин, А.А. История одетая в роман : Вальтер Скотт и его читатели / А.А. Долинин ; худож. Е.В. Королькова – М. : Книга, 1988. – 315 с.
  • Пирсон, Х. Вальтер Скотт / Х. Пирсон; пер. с англ. и коммент. В. Скороденко. – М. : Мол. гвардия, 1978. – 303 с.

Произведения В. Скотта:

  • Собрание сочинений. В 20 т. – М. : Худож. лит., 1960-1965.
  • Айвенго / пер с англ. Е. Бекетовой. – М. : ВО «Совэкспорткнига», 1992. – 445 с.
  • Граф Роберт Пармижский : роман / пер. с англ. Б. Грибановой и Н. Надеждиной. – Харьков : Экспресс-Инарт : Титул, 1994. – 384 с.
  • Квентин Дорвард : роман / пер. с англ. М.А. Шишмаревой. – М.: Энергоиздат, 1983. – 503 с.
  • Ричард Львиное Сердце : роман / В. Скотт; пер с англ. С. Вольского. – М. : Республика, 1992. – 350 с.
  • Талисман : роман : пер. с англ. – М. : Дет. лит., 1991. – 366 с.

Вверх


27 августа

Теодор Драйзер,

американский писатель

140 лет со дня рождения

(1871—1945)

Блестящий романист и прагматик

Сын разорившегося мелкого предпринимателя — иммигранта из Германии. Американец лишь во втором поколении. Будущий писатель родился в многодетной семье (был двенадцатым ребенком), постоянно переезжавшей с места на место в безуспешных поисках лучшей доли. С юных лет переменил множество низкооплачиваемых профессий. Помимо всего прочего, хоть какому-то материальному успеху препятствовала почти болезненная богобоязненность, унаследованная от истово верующих родителей, у которых стремление наладить жизнь странно сочеталось с внутренней аскезой, убежденностью в том, что рай ждет лишь бедняков, а богатство — прямой путь в геенну огненную. Нужда преследовала его и в провинции, и в столицах. В 1889—1890 он учился в университете в г. Блумингтон.

Тяга к литературному творчеству проявилась довольно рано, но и она поначалу находила выход в поденной журналистике (с 1892), — репортерская работа в газетах Сент-Луиса, Чикаго, Нью-Йорка, Питтсбурга приносила гроши. В 1897 в журналах появились его первые рассказы и очерки. Дебютировал романом «Сестра Керри» (1900) — историей фабричной работницы, пробившей себе путь наверх ценой убийственного компромисса. Еще вполне пуританская в ту пору, Америка не была готова к встрече с такой откровенностью, и книга в течение ряда лет пребывала в глухом забвении. В 1911 автор опубликовал роман «Дженни Герхардт», вернувшись к теме судьбы девушки из народа. Но Дженни, в отличие от Керри, оказавшись жертвой общества, остается воплощением лучших качеств, присущих простым труженикам. Подлинную известность, сначала национальную, а затем и мировую, принесла писателю так называемая трилогия «Желание», точнее, первые ее две части — «Финансист» (1912) и «Титан» (1914). Заключительная, «Стоик», опубликована была уже после смерти автора, в 1947, хотя задумана да в немалой части и написана в 1910-е. В этом монументальном сочинении, охватывающем большой отрезок американской истории, крупно представлена фигура Фрэнка Каупервуда, человека, направившего недюжинные природные силы на достижение успеха и добивающегося его, однако же под конец бурной и победительной жизни оказывающегося среди руин. Кумиры, как выяснилось, были ложными, цена, заплаченная за желаемое возвышение, слишком высока, материальный триумф обернулся духовным поражением. Роман «Гений» (1915) посвящен судьбе художника, утратившего свой дар на ветрах ярмарки тщеславия.

Вершины реалистического мастерства писатель достиг в романе «Американская трагедия» (1925) о несостоятельности «среднего» юноши, любой ценой стремящегося осуществить «американскую мечту» о социальном успехе. Ее герой — Клайд Гриффитс — изначально жертва даже не обстоятельств, а обманного исторического наследия. Роман принес автору всемирную известность, стал знаменем реалистической литературы США 1920-х. В ноябре 1927 Драйзер совершил поездку в СССР, где ему виделись очертания честного, справедливого будущего. Свои впечатления изложил в книге «Драйзер смотрит на Россию» (1928).

В годы Второй мировой войны (1939— 1945) вел активную антифашистскую деятельность. Посмертно изданы романы «Оплот» (1946), «Стоик» (1947, не закончен). Драйзер отдавал явное предпочтение типам в ущерб индивидам, обстоятельствам и фактам в ущерб психологии, крупному плану в ущерб тонкой мозаике, жесткой линии и ясному тезису в ущерб непредсказуемым движениям души. Выступил разоблачителем зародившейся еще в пору пилигримов-первопроходцев легенды о Новом Свете как рае земном. В этом его бесспорная сила, но одновременно в этом же и слабость. Он не уловил духовной составляющей «американской мечты», сведя все дело лишь к материальному преуспеванию.

Блестящий романист и прагматик // Знаменательные даты 2006 : универсальный энциклопед. календарь. – М.: «Либерея-Бибинформ, 2005. – С. 325.

Книги из фондов

Централизованной библиотечной системы г. Апатиты:

  • Батурин, С.С. Драйзер / С.С. Батурин. – М. : Молодая гвардия, 1975. – 333 с.
  • Засурский, Я.Н. Теодор Драйзер: жизнь и творчество / Я.Н. Засурский. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1977. – 320 с.
  • Мендельсон, М.О. «Американская трагедия» Теодора Драйзера / О.М. Мендельсон. – М. : Худож. лит., 1971. – 103 с.

Произведения Т. Драйзера:

  • Собрание сочинений. В 12 т. – М. : Правда, 1986.
  • Американская трагедия : роман / пер. с англ.Н. Галь, З. Вершининой. – М. : Н Ф «Пушкин. б-ка»; АСТ, 2003. – 907 с.
  • Стоик : роман / пер. с англ. М. Богословской и Т. Кудрявцевой. – М. : Правда, 1981. – 384 с.
  • Титан : роман. – Л. : Лениздат, 1988. – 573 с.
  • Финансист : роман / пер. с англ. М. Волосова. – М. : Правда, 1981. – 560 с. 

Вверх

 
Голосование
Какие семейные традиции передаются из поколения в поколение в вашей семье?
 
Читаем вместе с...
Читать подано
Аксенов В. «Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках»

  

Яндекс.Метрика