Главная
Голосование
Центральная библиотека осенью станет Модельной. Что вас привлечет в ней больше всего?
 
Поиск по сайту

Инновационная стратегия развития МБУК ЦБС г.Апатиты: подготовительный этап

Подготовительный этап разработки инновационной стратегии включает в себя сбор и анализ информации, выявление новшеств, создание банка идей.

Сбор информации – это, конечно же, исследования. В 2012 году в ЦБС г.Апатиты было проведено два исследования: «Возможности развития новых форм работы библиотек города Апатиты», в котором приняли участие жители города, и «Возможности развития библиотек: мнение профессионалов» для сотрудников ЦБС. С итогами этих исследований можно познакомиться в статье «Возможности развития новых форм работы библиотек города Апатиты».

Выявление новшеств и создание банка идей происходит путем:

во-первых, изучения различных информационных материалов (профессиональной периодики, электронных ресурсов и т.д.), а также ознакомления с передовым опытом других учреждений.

во-вторых, это сбор новых идей и предложений непосредственно от персонала того учреждения, где решено заниматься инновационной деятельностью.

С целью выявления новшеств и создания банка идей в 2012 году был выпущен первый выпуск библиодайджеста «Есть идея!». В нем методисты ЦБС представляют самые разные идеи из опыта работы российских и зарубежных библиотек, «найденные» ими в интернет-источниках и профессиональных изданиях. Подача материала в дайджесте: название, краткое описание и ссылка на источник (сайт или проф. издание), в котором можно подробнее узнать об опыте. Причем, иногда представляя ту или иную идею, мы понимаем, что она не может быть воплощена в нашей ЦБС, но таким образом мы стремимся расширить рамки представлений о библиотечной деятельности. И надеемся, что это даст толчок для рождения собственных идей.

Первый выпуск дайджеста вышел в сентябре 2012 года. Во вступлении к нему была напечатана небольшая анкета для сотрудников, чтобы выявить: нужно ли такое издание библиотекарю-практику, какова должна быть его периодичность и структура. Анализ анкет показал, что практически все сотрудники ЦБС считают это издание необходимым и полезным, выходить оно, по мнению большинства, должно 1 раз в год (перед планированием), структура также устроила большинство сотрудников, хотя были предложения сделать ее тематической или по группам читателей. Поэтому следующий второй выпуск был издан через год – в октябре 2013 года, структуру пока оставили прежней (возможно, она изменится в следующий раз). Дайджест издается в печатном виде для каждой библиотеки, а электронный вариант выкладывается на сайте ЦБС в формате ПДФ в разделе «Коллегам» (рубрика – «Методические издания и консультации»). Электронным вариантом удобнее пользоваться, т.к. сразу можно перейти по указанным ссылкам.

Уже прошел год после первого выпуска, и можно посмотреть, какие идеи воплотились в работе ЦБС г.Апатиты. Их, конечно, немного, но они есть. Это - Школа раннего литературного развития детей «Книга на ладошке», которая открылась в городской детско-юношеской библиотеке в октябре 2013 года. Это - квесты. Эту форму работы, привлекательную для молодежи, библиотеки стали активно использовать (ГДЮБ, библиотека имени Л.А.Гладиной). А центральная библиотека 14 ноября 2013 года провела первый городской квест «Апатиты – город твой и мой». От его участников были получены очень положительные отзывы, и теперь планируется проводить такие городские квесты регулярно. А идею проведения городского квеста подсказал опыт библиотекарей Эжвы, изложенный в дайджесте. Также в ЦБС в 2013 году были возобновлены громкие чтения. Эта форма работы очень старая, но забытая, сейчас она возрождается, и в дайджесте было приведено несколько интересных примеров организации громких чтений: «Тридцать минут в неделю», «Волонтеры читают детям» (г.Саров) и др. И сейчас в городской детско-юношеской библиотеке г.Апатиты по четвергам проходят громкие чтения «Классная компания», а в библиотеке семейного чтения на осенних каникулах детям читали подростки-волонтеры.

Но, конечно, гораздо более важный этап – это сбор новых идей и предложений непосредственно от персонала ЦБС. Ведь никто не знает организацию так хорошо, как ее сотрудники. Причем при сборе информации должны учитываться предложения всех сотрудников, а не только руководящего состава.

В ЦБС г.Апатиты сбор идей от сотрудников прошел в два этапа, которые шли параллельно. Первый этап: это анкетный опрос «Возможности развития библиотек: мнение профессионалов». В него были включены открытые вопросы, направленные на выявление новых идей изменений. Здесь идеи каждый представлял индивидуально. Итоги можно посмотреть в статье «Возможности развития новых форм работы библиотек города Апатиты».

Второй этап – это сбор инновационных идей от коллективов библиотек. В апреле 2012 года коллективам библиотек ЦБС было дано задание представить 20 инновационных идей для улучшения работы своей библиотеки. Эти идеи могли касаться фондов, структуры, форм работы, целевых групп и т.д. Почему так много? Мы решили, что придумать 3, 5 и даже 7 идей – это не так трудно. А вот 20?! Для этого нужно хорошо подумать и под новым углом взглянуть на деятельность своей библиотеки. К тому же, когда уже все очевидные идеи перечислены, включается креативное мышление, начинается настоящий процесс поиска.

Каждая библиотека предложила 20-ку идей и подошла к этому заданию по-своему. Некоторые идеи были, конечно, совершенно абстрактными и заведомо невыполнимыми, некоторые – очень традиционными. Многие идеи касались форм массовой работы, многие были связаны с материально-технической базы: практически все писали о новой мебели, ремонте, технике. Все идеи были представлены на методическим совете для «перекрестного опыления» (взаимного обогащения идеями).

А затем коллективам библиотек было предложено выбрать из 20-ки несколько самых-самых идей и проработать их уже детально по шаблону:

1.Название новшества.

2.Характеристика новшества (описание сути идеи).

3.Алгоритм выполнения (краткое описание реализации).

4.Предполагаемая выгода (понятно, что выгода измеряется не только в денежном эквиваленте).

5.Необходимые ресурсы (что потребуется для внедрения новшества в практику работы – материальные, финансовые, человеческие ресурсы).

Шаблон для анализа взят из статьи О.В. Ветчановой «Внедрение инноваций в сфере культуры» (Справочник руководителя учреждения культуры. – 2012. - №3. – С. 64).

На этот этап было выделено 2 месяца. Сотрудники каждой библиотеки выбрали в основном по 3 идеи, проанализировали и представили их в соответствии с шаблоном. Эти идеи были обсуждены на очередном методическом совете, был сделан их анализ и некоторые из них были включены в план работы на 2013 год.

Все идеи – и 20-ки, и 3-ки - были опубликованы в библиодайджесте «Есть идея: Апатитский вариант». Выпуски поступили в каждую библиотеку ЦБС.

Но, к сожалению, сказать, что среди этого множества идей были истинно инновационные, прорывные идеи (и при этом вполне реализуемые) нельзя. С большим сожалением также надо отметить, что совсем не было идей по работе с цифровым контентом. Как следует из анкетного опроса, большинство сотрудников ЦБС ратуют за автоматизацию и это логично, современная библиотека должна быть максимально автоматизирована. Но, с другой стороны, надо понимать, что можно поставить много компьютеров, АРМов и т.д., но это абсолютно не гарантирует, что читатели придут в библиотеки, если не изменятся содержание и формы нашей работы, в том числе и в виртуальном пространстве.

Уже общепризнанно, что работа с электронными ресурсами и цифровым контентом – это одно из ключевых направлений развития библиотек. В резолюции октябрьского совещания директоров федеральных и центральных региональных библиотек определяется первое направление инновационного развития библиотек: библиотека как активный агент в интернет-пространстве, в т.ч. осуществление информационно-просветительской деятельности на основе современных коммуникационных средств, формирование диалога с читателем в сети Интернет и т.д.

Поэтому, надо обязательно думать о том, что мы уже сейчас, при имеющихся технологических возможностях и ресурсах, можем сделать для наших читателей, даже и отдаленных. Чем можем их привлечь в наши виртуальные представительства, а затем, возможно, и в библиотеки. Какой контент и как можем предложить, чтобы даже те, кто не ходит в библиотеки и никогда не придет, сколько бы АРМов у нас не стояло, поняли, что библиотеки действительно нужны. Также необходимо осваивать новые сервисы, ради того, чтобы в наиболее интересном и адекватном виде представлять информацию нашим пользователям.

Особенно это важно в работе с детьми и молодежью. Одним из стратегических направлений здесь должно стать движение библиотеки по пути Библиотеки 2.0. Так определила его Наталья Волкова, директор Псковской областной библиотеки для детей и юношества, в своем докладе «Стратегия деятельности публичных библиотек по обслуживанию детей» на 3 Форуме публичных библиотек (декабрь 2011 г.). Она пишет, что «специалистам детских библиотек надо пойти за своим не пришедшим в реальные стены читателем в пространства, где он обитает. Работать в интернете, социальных медиа и создавать проекты для читателей-детей в этих пространствах. В основе «дванольной» библиотеки – развитие интерактивности, т.е. сотрудничество с читателем, с еще НЕ читателем».

Надо сказать, что в ЦБС г.Апатиты на протяжении 7 лет работает Школа компьютерной грамотности для библиотекарей. В ее рамках библиотекари учились работать в Word, в PowerPoint, Publisher. А для того, чтобы понять каков уровень компьютерной грамотности сейчас и как дальше строить обучение, в марте 2013 года прошло тестирование уровня информационной компетентности основного персонала ЦБС. Приказом директора была создана комиссия, которая разработала тест и провела тестирование. В тест вошли задания на выявление базовых навыков работы в перечисленных выше программах, а также были включены задания по поиску информации в интернете и электронных каталогах, оформлению выставки, работе с электронной почтой. Тест был разработан дифференцированно: сотрудникам ЦОД были даны задания по поиску законодательных документов; сотрудники ОУФ не выполняли задания, которые не связаны с их функциональными обязанностями (оформление выставки и др.).

Члены комиссии проанализировали результаты тестирования, на каждого сотрудника была составлена индивидуальная характеристика. С учетом этого была разработана программа «Школы информационной компетентности». Так теперь называется Школа компьютерной грамотности, потому что ее задачи и функции расширились.

В последние годы в ЦБС г.Апатиты уже идут процессы изменений, прежде всего реорганизация структуры библиотек и ЦБС.

В 2009 году – произошло слияние юношеской и детской библиотеки, с 01.01.2010 была образована городская детско-юношеская библиотека. При этом все штатные единицы библиотекарей были сохранены, а за счет ставок технического персонала в штатное расписание ЦБС была введена ставка юрисконсульта.

В начале 2011 года в ЦБС прошел круглый стол «Организация работы читальных залов». Ни для кого не секрет, что читальные залы в последнее время опустели и используются в основном для проведения массовых мероприятий. Поэтому, эта проблема была взята для обсуждения на круглом столе. Представители каждой библиотеки представили свое видение развития читальных залов. Конечно, нельзя сказать, что было найдено универсальное решение, да это и не возможно, потому что каждая библиотека индивидуальна. Но главное, что эта проблема была поднята, озвучена и начались поиски путей ее решения, вернее, поиски новых возможностей развития. Потому что, многие библиотекари, особенно с большим стажем работы, до сих пор уверены в том, что библиотека - это абонемент и читальный зал, и не как иначе. Отказаться от этого профессионального стереотипа довольно сложно, еще сложнее увидеть новые возможности.

Также на круглом столе была поднята проблема необходимости открытого доступа к фондам. Это также профессиональный стереотип – все лучшее должно быть спрятано в запасниках, потому что воруют и т.д. Но есть опасения, что скоро уже и воровать некому будет, и прятать лучшее в некоторых библиотеках будет не от кого. Ведь недаром Борис Куприянов в одном из интервью сказал: «Из библиотек даже перестали воровать книги». И при этом добавил, что «это - важный показатель. Это, как для магазина, показатель качества, если книг воруют мало - магазин плохой».

Какие изменения произошли во внутрибиблиотечной структуре за это время?

В библиотеке делового чтения была проведена внутренняя реорганизация: вместо абонемента и читального зала здесь были организованы абонемент естественнонаучной литературы и абонемент экономической и правовой литературы. Фонд абонементов стал максимально открытым. Сотрудники отметили пользу реорганизации: такая структура стала понятнее и удобнее для читателей. В середине 2013 года в соответствии с разработанной дорожной картой эта библиотека была закрыта, ее фонд вошел в фонд ЦГБ.

В городской детско-юношеской библиотеке также произошли структурные изменения. Так, на месте мало востребованного младшего читального зала был образован очень востребованный игровой зал «Непоседы». Во многом благодаря активной работе со спонсорами были приобретены игровые модули, настольный футбол, аэрохоккей, игры. Это привлекает ребят.

В библиотеке семейного чтения была произведена не реорганизация структуры, но реорганизация фонда. Часть фонда читального зала была передана на абонемент, лучшая часть фонда из запасников была вынесена на открытый доступ (по возможности). Сотрудники библиотеки отметили положительный эффект от таких пусть небольших, но все же преобразований.

В библиотеке № 1 выработана концепция структурных изменений. Это ликвидация читального зала и организация на его базе полноценного детского абонемента – уютной зоны для работы ребенка с книгой, рисования, творчества. Помещение библиотеки очень маленькое, библиотека находится в отдаленном спальном микрорайоне, и такая реорганизация была бы оправдана. Но пока это только в планах, т.к. для нее необходимы немалые финансовые вложения.

Сотрудники библиотеки имени Л.А.Гладиной также говорят о необходимости создания отдельного детского абонемента с игровой зоной. Детский абонемент, конечно же, есть в библиотеке, но в рамках общего, на общих основаниях дети обслуживаются и в читальном зеле. В последние несколько лет число читателей-детей в этой библиотеке существенно увеличилось. Благодаря усилиям библиотекарей, дети полюбили эту библиотеку, но принесли и некоторые проблемы. Некоторые читатели жалуются на то, что в библиотеке стало шумно, дети мешают. Поэтому, сотрудники библиотеки хотели бы разделить обслуживание взрослых и детей, и при этом создать лучшие условия для детей-читателей (игры, занятие творчеством и т.д.). Заведующая этой библиотекой также отмечает необходимость создания оборудованного медиазала для проведения мероприятий, в т.ч. и онлайн-трансляций. Кроме мероприятий самой библиотеки (а в этой библиотеке их проводится очень много), этот зал можно было бы сдавать в почасовую аренду, т.к. это помещение в центре города и желающие всегда есть. Пока это остается на уровне идей, потому что требует больших финансовых затрат.

В центральной городской библиотеке также произошли структурные изменения. С 1 июля 2012 года был упразднен сектор использования единого фонда. Фонд литературы был частично перераспределен по библиотекам, но основная его часть вошла в фонд отдела обслуживания ЦГБ. Заведующая сектором вошла в состав отдела комплектования и обработки как главный библиотекарь по сохранности фонда. Приказом директора ЦБС от 28 декабря 2012 года отдел комплектования и обработки был переименован в отдел управления фондами, было утверждено новое Положение об отделе.

Также в структуру отдела обслуживания ЦГБ вошел сектор внестационарного обслуживания. Заведующая сектором стала главным библиотекарем отдела обслуживания по внестационарному обслуживанию. Внестационарное обслуживание сохранилось в полном объеме и сокращаться не будет.

В конце 2012 года приказом директора ЦБС абонемент ЦГБ был преобразован в абонемент художественной и исторической литературы, а сектор читального зала – в сектор отраслевой литературы (его фонд существенно расширился, т.к. в него «влилась» большая часть фонда библиотеки делового чтения). Практически все книги теперь выдаются на дом, журналы тоже. Фонд по возможности был открыт, для этого были приобретены новые стеллажи. Сейчас на очереди – ремонт одного из запасников, который необходим для того, чтобы организовать в нем конференц-зал для массовых мероприятий.

Таким образом, выработан стратегический подход к изменению системы обслуживания: организация залов свободного доступа, открытие книгохранилищ. Читателю предоставляется право самостоятельного выбора формы работы с документами: он может взять домой практически любой документ, заниматься в стенах библиотеки или сделать копию. И, конечно, предоставление информации через ЭБД и сайт.

К сожалению, пока этот стратегический подход не может быть полностью воплощен из-за ограниченных финансовых возможностей ЦБС.

Процесс не может быть закончен, если не подкреплен правовой основой. Один из постулатов менеджмента качества звучит так: «напиши, как делать и делай, как написал». За 3 года было создано и пересмотрено более 20 документов, регламентирующих деятельность ЦБС: созданы Положения о новых отделах, регламенты по основным направлениям деятельности, новые должностные инструкции, внесены изменения в штатное расписание и т.д.

Е.В.Гильмутдинова, заместитель директора МБУК ЦБС г.Апатиты

 
Понравилcя материал? Поделись с друзьями!
Читать подано
Сири Хустведт "Что я любил"
    
Яндекс.Метрика