Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры



Версия Обычная версия сайта
Финалисты "Большой книги"

27 мая главная книжная премия страны «Большая книга» опубликовала короткий список финалистов, в котором оказались как хорошо знакомые читателю авторы, так и новые имена. В финал вышли 11 произведений из 36 (длинный список), а всего в этом году было подано более 300 заявок.

Короткий список получился довольно разнообразным: от любовного романа - до философского трактата, от экспериментального дневника - до повествования, включающего исповеди реальных людей, от хроники религиозных поисков - до социальной сатиры. «На восьмой год существования премии впервые у меня возникли мысли, что это настоящая, соответствующая моменту премия», - заявил председатель Совета экспертов премии Михаил Бутов на литературном обеде в честь объявления шорт-листа.

Одним из наиболее вероятных претендентов на победу критики называют роман Евгения Водолазкина "Лавр". Дмитрий Бак назвал его одним из самых главных романов года. Среди потенциальных победителей называют также монументальный роман художника и прозаика Максима Кантора «Красный цвет» и роман Александра Терехова «Немцы», уже получивший премию «Национальный бестселлер» в 2012 году.

  

Трех победителей выберет Литературная академия, которую в этом году возглавил Дмитрий Бак. В нее входит более 100 человек, так что результат премии предсказать весьма затруднительно. Имена победителей станут известны в ноябре.


Антон Понизовский «Обращение в слух»

Два мужчины и две женщины, застрявшие в Альпах из-за нелетной погоды, слушают и комментируют десятки диктофонных записей: рассказы «людей из народа». Записи были сделаны в русской глубинке по заданию швейцарского антрополога: предполагалось, что формула любого национального характера (в том числе и «загадка русской души») технологично выводится из таких «свободных повествований». Но что для швейцарца наука, для русского вопрос жизни и смерти…Автор использовал для своего романа записи реальных людей - арендовал на Москворецком рынке павильон и интервьюировал торговцев и посетителей.

Леонид Парфенов: "В этой книге вся Россия рассказала о себе от первого лица".

Татьяна Лазарева: "Не так много книг, которые я сегодня могу посоветовать прочитать своим друзьям. Эту - буду настаивать, чтобы прочитали".

Лев Данилкин: "Казалось, что время подлинных Русских Романов прошло, что порода писателей, которые возьмутся рассказывать о смысле страданий, прощении и Небесном Иерусалиме, давным-давно вымерла; жизнь, однако, осталась та же, что была при Достоевском; и вот Антон Понизовский написал настоящий Русский Роман - классический и новаторский одновременно: такой, каким и должен быть Русский Роман ХХI века".


Евгений Водолазкин «Лавр»

Главный герой романа - средневековый знахарь и целитель, который на протяжении книги меняет несколько имен, тем самым изменяя и свою сущность. От мальчика-сироты, которого воспитывает в доме на краю кладбища и обучает искусству народной медицины его дед, Арсений проходит путь до Лавра, схимонаха и праведника. При этом весь его путь - это искупление тяжкого греха. И грех этот заключался в эгоизме любви. Роман очень сложно построен и насыщен таким количеством ярких деталей средневекового народного и церковного быта, что при всей вымышленности становится своего рода "энциклопедией русской жизни" данной эпохи. К тому же в роман врывается европейский сюжет, делая его еще более сложным и интересным.

Павел Басинский: «Это очень многослойный, но и очень живой роман. В нем много тьмы, но все его герои светятся».


Вадим Левенталь «Маша Регина» 

Роман о судьбе современной женщины-кинорежиссера, прошедшей путь от провинциальной школьницы до европейской звезды, ступающей на ковровые дорожки в Венеции, Берлине и Каннах. Это история трех ее мужчин, история преданной, злой и жертвенной любви, история странного переплетения судеб. Это умный и жесткий роман, с безжалостным психологизмом и пронзительной достоверностью показывающий, какую цену платит человек за волю к творческой самореализации. То, что со стороны кажется подарком фортуны, в действительности оборачивается трагическим и неразрешимым одиночеством, смотрящим прямо в глаза ледяным ужасом бытия.

Лев Данилкин: «У Левенталя слух зрелого поэта, легкие молотобойца и ум молодого математика; не остроумие, а ум именно, мудрость философа; это Мастер, настоящий, калибра раннего Битова; никогда не скажешь, что это дебютный роман человека, которому 31 год».


Майя Кучерская «Тетя Мотя»

Новый роман Кучерской некоторые критики и читатели уже окрестили современной «Анной Карениной». Как говорит сама Кучерская: «У меня задача - разобраться, хотя бы поставить вопросы. В «Тете Моте» таким предметом исследования стала семья… Понимаете, мне интересно понять, почему людям так трудно друг с другом остаться на целую жизнь. И почему они так доверяют своим чувствам? И почему у них не хватает сил на любовь - не надо к ближнему, хотя бы просто к мужу, жене, своим детям. Вот что мне интересно…Но меньше всего мне хотелось бы выступать в роли проповедника, морализатора, который говорит: «Изменять мужу - небезопасно для души, а жить всю жизнь с нелюбимым мужем - для души полезно». Застрелите меня, если это звучит в моем романе».


Юрий Буйда «Вор, шпион и убийца»

Роман написан в жанре мистифицированной автобиографии. В нем раскрывается целая эпоха от конца 50-х годов XX века до 18 августа 1991 года. «Это не автобиографические заметки в чистом виде, - заметил автор. – В книге через судьбу героя я попытался описать эпоху, а также историю литературы и историю души». Роман будет интересен всем – и читателям так называемой массовой литературы, и ценителям интеллектуальной прозы.


Максим Кантор «Красный свет»

«Красный свет» - новый монументальный роман художника, публициста, драматурга и прозаика Максима Кантора. Ещё до своего выхода он стал сенсацией в интернете и уже вошел в шорт-листы «Большой Книги» и «Национального бестселлера». Роман поражает своей многогранностью, глубиной мысли и широтой охвата - без малого 90 лет отечественной и зарубежной истории - от 1920-х годов до 2012-го. И он не просто описывает реальность, он ее критически переосмысливает. «Красный свет» - это призыв к критическому мышлению в такой же степени, как и пир для интеллекта. При этом он остается художественным произведением, написанным мастерски, со вкусом, так что даже самый искушенный литературный гурман останется довольным.

Владислав Толстов: «Красный свет» напоминает не то публицистическую фреску, не то гигантский фельетон, не то безбрежные путешествия по историческим эпохам. Мне стыдно признаться, что новый роман Максима Кантора мне, его давнему поклоннику, показался слишком чрезмерным и глобальным для такого ничтожного читателя, как я».


Анна Матвеева «Подожди, я умру – и приду»

В сборник входят 11 историй - грустных, забавных, стильных, очень воздушных. Их герои настойчиво ищут свое время и место. Влюбленная в 11-классника учительница грезит Англией. Мальчик надеется, что родители снова будут вместе, а к нему, вместо выдуманного озера на сцене, вернется настоящее, и с ним - прежняя жизнь. Незаметно повзрослевшая девочка жалеет о неслучившемся прошлом, старая дева все еще ждет свое невозможное будущее. Две одноклассницы на алтарь соревнования друг с другом готовы принести любые, даже человеческие, жертвы... Тонкая заключительная антиутопия, глазами ребенка показывающая безумие сегодняшнего мира...

Виктор Топоров: "У Матвеевой удивительный – чисто кортасаровский - дар оставлять в повествовании значимые пустоты, в результате чего само повествование приобретает поэтическую эллиптичность. И простая мысль о том, что от судьбы не уйдешь (да и от смерти тоже) и в Америку не уедешь, звучит в этом контексте неожиданно убедительно, свежо и щемяще".

Алексей Иванов: «Для меня проза Анны Матвеевой стала чем-то неожиданным, свежим и желанным».


Дмитрий Данилов «Описание города»

В своем предыдущем романе «Горизонтальное положение» Дмитрий Данилов описал свою жизнь. А в этом решил описать город. Такой совсем среднестатистический город. Не туристский, без каких-то особых достопримечательностей. Как пишет сам автор:  «Эта книга родилась из эксперимента: можно ли чужой город сделать "своим", вжиться в него, полюбить? Достаточно ли ездить в него каждый месяц в течение года, всматриваться в жителей, разглядывать дома, бродить по улицам? Мне трудно судить о том, каким получился текст, но эксперимент я считаю полностью удавшимся".


Андрей Волос «Возвращение в Панджруд»

Длинна дорога от Бухары до Панджруда, особенно если идти по ней предстоит слепому старику. Счастье, что его ведет мальчик-поводырь - где найти лучшего провожатого? Шаг за шагом преодолевают они назначенный им путь, и шаг за шагом становится ясно, что не мальчик зряч, а старик; и не поводырь ведет слепого, а слепой - поводыря, мало-помалу раскрывая перед ним тайны жизни. Главный герой романа - великий таджикско-персидский поэт Абу Абдаллах Джафар ибн Мухаммад Рудаки (858-941). Однако, хотя фигура поэта и реальна исторически, Волос пишет скорее художественное произведение, чем реальную биографию Рудаки. И ему удалось создать выпуклый, яркий образ, наделенный неповторимыми чертами живого человека, ясно различимый во тьме разделяющих нас веков.


Александр Терехов «Немцы»

Сюжет романа разворачивается в наши дни: фон - борьба чиновников московского «Востоко-южного» округа за выживание и жирный кусок. Накануне московских думских выборов мэр, трясясь за свое кресло, ставит нового человека, который должен обеспечить нужное количество процентов «Единой России» и Медведеву, а жена мэра спешно прибирает к рукам все, что еще не успела выгрести. Главный герой, руководитель пресс-центра префектуры Эбергард, интригуя и стараясь удержаться в «системе», которая перекраивается с приходом новых людей, в то же время борется с бывшей женой за любовь двенадцатилетней дочери и право видеть ее.

Этот роман в 2012 году стал лауреатом премии "Национальный бестселлер".

Майя Кучерская: «Терехов исследует новую породу, выведенную в путинской России. Ее представляют префекты, их замы, секретари, советники, руководители городских департаментов и те, кто при них. Терехов условно назвал исследуемых человекообразных «немцы», намекнув: это - захватчики, душевно онемелые существа, не способные по-человечески говорить и думать… Проще всего прочитать роман как социальную сатиру, беспощадный разгром коррумпированной системы, но остановиться на этом - значит снять только первый слой. Скальпель Терехова режет глубже, больней. Эбергард и постоянно сливающийся с ним автор убеждены: в той или иной мере онемечены все, без исключения.


Сергей Беляков «Гумилев сын Гумилева»

Сын Анны Ахматовой и Николая Гумилева, узник Норильска и Камышлага, переживший четыре ареста и два лагерных срока, солдат Великой Отечественной, Лев Николаевич Гумилев - историк с уникальной судьбой и странной, полной тайн и загадок личной жизнью. Гумилев писал в основном о Древнем мире и Средних веках, но созданная им теория объясняет сегодняшний день и позволяет прогнозировать будущее России и Европы, Китая и мусульманского мира. "Я только узнал, что люди разные, и хотел рассказать, почему между народами были и будут кровавые скандалы", - говорил Лев Гумилев. Его идеи необходимы сегодня, в эпоху нового переселения народов, во времена банкротства мультикультурализма и толерантности. Эта книга - самая полная биография русского историка, основанная на обширном собрании документов и материалов, в том числе не публиковавшихся ранее.

 

You have no rights to post comments

Поиск по сайту

Голосование

Какие семейные традиции передаются из поколения в поколение в вашей семье?
 

Читать подано

Литературный пикник

Детско-юношеская библиотека приглашает юных горожан и их родителей на литературный пикник, который пройдет во дворе библиотеки. Участников ждут интересные площадки  с громкими чтениями сказок, мастер-классами, заводными народными играми,  увлекательными конкурсами и много-много мыльных пузырей.