Главная
Голосование
Центральная библиотека осенью станет Модельной. Что вас привлечет в ней больше всего?
 
Поиск по сайту

Клуб «Теремок» Арттерапия для особых детей

Клуб «Теремок»

Арттерапия для особых детей

Более десяти лет работает в Городской детской библиотеке МУ ЦБС г.Апатиты кукольный театр книги «Библиоша». Это не просто театр кукол, а театр сказкотерапии. Ведь сказка является для  ребенка окном в большой мир, а  благодаря куклам происходит чудо: любимые герои оживают. Кукольный театр сказки может очень многое: он веселит, развивает фантазию, воображение, прививает нравственные нормы и ценности, помогает детям лучше узнать себя. И при этом еще лечит страхи и тревожность, корректирует поведение.

В 2008 году от руководителя организации «Оберег», которая объединяет детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, Лилии Васильевны Липаевой поступило предложение-просьба: «Дети очень хотят участвовать в кукольном театре и с помощью библиотекарей ставить театрализованные сценки». И сотрудники библиотеки пошли навстречу. Так, в октябре 2008 года в Городской детской библиотеке был организован клуб «Теремок».

Основной целью деятельности клуба является содействие социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями средствами кукольного театра. Для клуба выделено три типа задач:

-коррекционно-развивающие, связанные с развитием коммуникативных и социальных способностей детей, снижением уровня тревожности, выработкой адекватной самооценки;

-образовательные, связанные с развитием познавательной сферы детей (памяти, внимания, речи, мышления), воспитанием культуры чтения;

-театральные, связанные с развитием артистизма, сценических навыков,  необходимых для  участия в инсценировках.

Первые занятия проходили по программе «Хочу быть вежливым». Сразу же напрашивается вопрос: «А почему именно по этой программе?». Дело в том, что работа клуба не была запланирована, поэтому, исходя из плана работы на текущий год, мы выбрали наиболее подходящую для восприятия этими детьми тему. Родители одобрили. В первый же урок была включена театрализованная сценка «Школа вежливости Незнайки», чтобы показать девочкам, чем они будут заниматься. Атмосфера на занятии была радостной и непринужденной. Девочки активно вступали в диалог с библиотекарем и кукольным персонажем. Возникло взаимопонимание, которое помогло установить теплые отношения между сотрудниками библиотеки и детьми. Для второго занятия была выбрана сценка «Теремок». Сначала ее проиграли библиотекари, а затем девочки первый раз надели кукол на руки и прочитали текст с карточек. Рождение клуба «Теремок» состоялось.

Встречаемся мы по воскресеньям, потому что Надя Попова, Света Лемешева и Юля Копина могут приходить только с родителями. Сначала репетиции проходили раз в две недели, но как объяснили родители, столь долгое ожидание дети переносят тяжело. Поэтому занятия, продолжительность которых один час, стали проходить каждое воскресение.

С огромным удовольствием девочки надевают кукол на руки, учатся одновременно и читать, и работать куклой. Все занятия проходят вместе с родителями, и они не просто присутствуют, а самым активным образом включаются в происходящее. По нашей просьбе роли распределяет Любовь Викторовна Попова, так как она хорошо знает всех девочек. Это очень важно во избежание конфликтов. Любовь Викторовна - связующее звено клуба.

В практике клуба – совместные мероприятия со здоровыми детьми.Так, для дебюта был организован «Праздник Осени», на который пришлишкольники, а девочки участвовали в играх наряду с ними. В конце праздника ребята показали кукольную сценку по сказке Маршака «Теремок». Подобные праздники – это не только море улыбок, хорошее настроение, общение с друзьями, но и восполнение дефицита доброты со стороны окружающих людей, возможность побороть чувство неуверенности в незнакомой среде. Первое выступление было показано  местным телевидением «Альфа +».

На 2009 год план работы клуба «Теремок» был разработан в двух направлениях: репетиции кукольных сценок и расширение кругозора. Так как мы прикасаемся к искусству, то и беседы были запланированы нами на эти темы: «Весь мир – музей», «Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина», «В гостях у красоты», «Театр кукол С.Образцова». К тому же беседы стали проводиться с целью приобщения девочек к книгам. Во время бесед перед каждой из них лежит книга. Мы вместе рассматриваем иллюстрации, тут же делимся мнениями, эмоциями. Продолжительный по времени рассказ неприемлем для таких детей, поэтому это - беседы-обсуждения, беседы с элементами игры. Беседа «Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина» была проведена не только с образовательной целью, нам хотелось, чтобы девочки глубже почувствовали своих героев при разыгрывании кукольной сценки «У самого синего моря», чтобы ощутили всю красоту, таинственность, чудодейственность сказочного мира Пушкина.

По просьбе Л.В.Поповой в план была включена кукольная сценка «Цветик – семицветик». Мы боялись этой темы, но наш страх не оправдался. Если исходить из того, что книга выполняет  функцию зеркала, то читатель может сравнить свою ситуацию, свои чувства, мысли и переживания  с тем, о чем повествует книга. Читатель может посмотреть на свою жизненную ситуацию с некоторой дистанции, и эта дистанция позволяет по-другому взглянуть на события и найти наилучший вариант решения нелегкой жизненной задачи. В данном случае это - добрая служба последнего лепестка в руках Жени, а именно - желание помочь нуждающемуся. Эта кукольная сценка была показана на театрализованном празднике «В нашем клубе «Теремок» появился домовенок Кузька». На празднике были родители членов клуба и читатели библиотеки. Все участники праздника поднимали настроение растерявшемуся домовенку (аукцион сказок, викторина «А терем тот высокий, и кто же в нем живет?»), строили для него дом (игра с кубиками ), веселили (конкурс «Музыкальная карусель»), удивляли знаниями (конкурс «Угадай-ка»). На мероприятии присутствовала Светлана Алексеевна Желновач, воспитатель ДОУ №69 «Игрушечка». Она сказала много теплых и добрых слов своим бывшим воспитанницам и вручила сладкий подарок.

Участие в театрализованных сценках становится для девочек не только игрой, у них появляется чувство гордости, что они своим трудом, своими стараниями радуют людей во время выступлений. Это ярко проявилось во время показа кукольной сценки «Цветик-семицветик» во Дворце культуры им. Егорова перед шведской делегацией, приехавшей в гости к членам Апатитской организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов». Девочки очень волновались, переживали, старались, а когда вышли на поклон, то чувствовали себя настоящими артистками.

Конечно же, в работе есть проблемы. Для шести участниц спектакля нужна длинная ширма, причем с подлокотниками для рук, а для выездных выступлений она должна быть еще и разборной. Подбор сценариев очень трудоемок. Круг их невелик, а обязательное условие - шесть действующих лиц. Ведь в силу специфики работы с такими детьми, все должны иметь роли в каждом спектакле. Не хватает кукол, сложности с реквизитом. Нужно сказать и о том, что  необходима специальная подготовка библиотекарей, то есть знание психологии детей с нарушениями в развитии, чтобы избежать ошибок в общении с ними. Конечно, родители оказывают нам посильную помощь. Они не только приходят в библиотеку и принимают активное участие в жизни клуба, но и делятся своими переживаниями, трудностями и достижениями в воспитании детей. Вместе с девочками они посещают кружки по рукоделию (плетение, ткачество, валяние, изделия из бисера). Поэтому практически каждое наше занятие начинается с выставки работ и рассказов о том, как они создавались. Поделиться своими достижениями, услышать в ответ добрые слова – это неотъемлемая часть сближения.

Хочется сказать, что сейчас у участниц клуба такой возраст, когда они пытаются осмыслить себя, сформировать свою систему ценностей и найти свое место в обществе. А мы можем помочь им в этом, создать новые возможности для их развития, удовлетворения духовных и познавательных потребностей.

Н.Ф.Тимофеева, ведущий библиотекарь ГДБ,

Н.Б.Петренко, заместитель директора

по работе с детьми МУ «ЦБС г.Апатиты»

Фото Н.Петренко.

Фото Н. Тимофеевой.

 
Понравилcя материал? Поделись с друзьями!
Читать подано
Водолазкин, Е. «Дом и остров, или Инструмент языка»

   

Яндекс.Метрика