Главная
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
        Апатиты – город мой     Правовая помощь     Родителям и педагогам     Хобби-клуб Версия   Главная Написать письмо Канал YouTube Вконтакте Карта сайта Контакты
Главная страница Новые книги

Бодрова Ольга Александровна

Бодрова Ольга Александровна,

кандидат исторических наук,

научный сотрудник Центра гуманитарных проблем

Баренц региона КНЦ РАН

Моя первая книга, по которой я буквально училась читать и которую перечитывала потом много-много раз, это «Хоббит, или Туда и обратно» Дж. Р. Р. Толкина. До сих пор помню все иллюстрации и тексты песен из того старого, советского издания, где Бильбо был «срисован» с актера Евгения Леонова. Таких увлекательных и необычных книг, мне кажется, в то время больше и не было.

Позднее, и в школе, и когда повзрослела, перечитывала много раз «Два капитана» Вениамина Каверина. Думаю, образ главного героя сказался на становлении моего характера. Именно на этой книге я училась тому, как важно не только мечтать и ставить цели, но и воспитывать в себе стойкость, храбрость, верность идеалам и близким людям. «Бороться и искать, найти и не сдаваться» – кто не помнит эти строки, посвященные погибшей экспедиции Р. Скотта. Наверное, в гендерном смысле это было не совсем правильно – ассоциировать себя с Санькой Григорьевым, но зато после этой книги мне очень стало нравиться имя Катя, я и дочь назвала Катей, и у нее есть все задатки будущего геолога.

Бесконечно могу перечитывать А.С. Пушкина. Особенно люблю «Повести Белкина», да и всё, что было создано в Болдинский период. Это гениальные произведения, совершенные по форме и содержанию! Огромное наслаждение доставляет их и просто читать, и анализировать с филологической точки зрения. На первом курсе преподаватель дисциплины «Введение в литературоведение» Л.Н. Колесова предупреждала нас, начинающих филологов, что теперь мы вряд ли сможем получать удовольствие от чтения, потому что будем раскладывать художественные произведения «по полочкам», анализировать и оценивать как специалисты. К счастью, этого не произошло! И я получаю от книг двойное удовольствие – и как «наивный» читатель, и как профессиональный филолог. А благодаря незабываемым лекциям талантливейших преподавателей филологического факультета ПетрГУ я открыла в сочинениях Пушкина столько нового, неявного, бесконечно мудрого, что высказывание Аполлона Григорьева «Пушкин – наше всё» перестало восприниматься как штамп. Сейчас, вообще, творчество Пушкина изучается совсем под другим углом. Можно даже встретить работы, в которых его называют постмодернистом. Действительно, в его поздних произведениях, в тех же самых «повестях Белкина» очень много постмодернистской «игры с читателем», иронии, аллюзий. Кроме того, это идеальная книга, если хочется провести уютный вечер за чтением, в кресле под пледом.

Мне вообще стали нравиться такие внешне простые книги, которые читаешь так, как будто они написаны о тебе или твоих знакомых и соседях, написанные легко и безыскусно, что требует от автора, на самом деле, огромного таланта. Например, «Записки юного врача» М.А. Булгакова. Булгаков, мне кажется, как писатель достиг такой глубины и уровня мастерства, что, даже когда пишет о простом, житейском, бытовом, чтение доставляет удовольствие и не может не восхищать. Благодаря Булгакову я полюбила жанр записок. В его исполнении автобиографичные заметки превратились в высоко художественные произведения. Жаль, что в «Записках» всего семь рассказов.

Честно говоря, я читаю не только классическую художественную литературу. С детства обожаю детективы. Не важно, идет ли речь о «Шерлоке Холмсе» или цикле о Фандорине. Когда я еще работала преподавателем в университете, у меня были студенты, которые писали дипломы по этому жанру. Очень было интересно и мне, и им! Ведь в этом случае филологическое исследование превращалось в настоящее расследование. Да и в целом, когда мы говорим об анализе художественного текста, это очень напоминает расследование, требующее и знания психологии, и умения замечать детали. Может, поэтому мне так нравятся книги, основанные на игре с читателем, двойном или даже тройном дне, обманных уловках, эксперименте с художественным словом. Поэтому люблю латиноамериканскую литературу - Х.Л. Борхеса, Х. Кортасара, романы Дж. Фаулза. Даже опыт чтения произведений писателей, сотворивших что-то в несвойственном для себя жанре, может оказаться незабываемым! Помню, большое впечатление на меня произвела «Драма на охоте» А.П. Чехова. Любовный сюжет оборачивается здесь детективным, затем психологическим. В целом фабула, образ главной героини для Чехова очень типичны, но если бы я не знала авторство, никогда бы на Чехова не подумала!

Последний писатель, вернее, писательница, которую я для себя открыла - Сюзанна Кларк. Ее книгу «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» о возрождении волшебства в Англии эпохи наполеоновских войн относят к жанру альтернативной истории. Хотя я бы назвала магическим реализмом, только не латиноамериканским, а английским. Беззаветно люблю английскую литературу. А этот роман написан одновременно и в духе романа нравов, и авантюрного романа, и английского реализма. Много пародии на научное сообщество. Персонажи английского фольклора предстают реальными героями, а не в виде литературных реминисценций и играют ключевую роль в книге. Жду теперь с нетерпением новых книг этой писательницы.

 
Голосование
Какие семейные традиции передаются из поколения в поколение в вашей семье?
 
Читать подано
Марина Степнова «Хирург»

    

Яндекс.Метрика