Главная
Главная страница Рейтинги книг

Рейтинг книг 2013 года

Книжные итоги года журнала Forbes

Журнал Forbes (русское издание) подвел книжные итоги года. При составлении рейтинга Forbes использовались данные о количестве проданных экземпляров к середине декабря 2013 года. Основные источники информации: главные российские издательства, ведущие книжные магазины, сводный рейтинг продаж на портале о книжном рынке Pro-Books.ru и списки магазинов «Москва» и «Библио-глобус». Итак, первая десятка выглядит так.

Дэн Браун «Инферно»

Феноменальный успех «Кода да Винчи» и обаяние Тома Хэнкса, который уже дважды сыграл любимого персонажа Брауна - профессора Лэнгдона, продолжают магически действовать на читателя. В мире продано уже 4 млн. экземпляров «Инферно».

Действие романа происходит во Флоренции.  Специалисту по символам Роберту Лэнгдону предстоит разгадать тайны «Божественной комедии» Данте. Причем сам Лэнгдон находится не в лучшей форме: вместо того чтобы читать лекции в Гарварде, он лежит в больничной палате с частичной потерей памяти после огнестрельного ранения. В качестве утешения Браун посылает своему герою отличного врача - умницу и красавицу Сиенну Брукс. Она поможет Лэнгдону пройти все круги дантовского ада и спасти человечество. Противостоит героям миллиардер Зобрист, один из верховных жрецов культа, сражающегося против перенаселения планеты.

Исторической правды в романе искать не приходится, зато в качестве бонуса к лихо закрученному сюжету Браун по традиции предлагает читателям отличную экскурсию по Флоренции. И, судя по успеху «Инферно», мэрия города не зря готовится к наплыву туристов.


Павел Санаев «Хроники раздолбая»

Напрасно Павел Санаев опасался, что останется писателем одной книги - драматичной и ироничной истории «Похороните меня за плинтусом». Читательский успех «Хроник Раздолбая» окончательно перевел режиссера Санаева в разряд современных прозаиков. Издатели, правда, позиционируют книгу как продолжение «Плинтуса», но не стоит им верить. Новый герой - это не повзрослевший Саша Савельев, а обаятельный 19-летний Раздолбай из интеллигентной советской семьи. Он плыл по течению, считая будущее простым и предопределенным, а попал в 1991 год.

А начинается все вполне «по-раздолбайски» - с путешествия героя на Рижское взморье. Будущий студент знакомится с ребятами из золотой молодежи, узнает, что жить можно не как все, а «номенклатурно». К искушениям красивой жизни добавляется и первая любовь - неприступная красотка Диана.

Из забавных приключений и неуклюжих ухаживаний обаятельного советского «недоросля», описанных в ироничном санаевском стиле, получился глубокий роман о взрослении, о личном выборе, любви и смысле жизни.


Александра Маринина «Последний рассвет»

После нескольких книг смешанного жанра Александра Маринина, похоже,  окончательно вернулась к детективам. К очевидной, по данным продаж, радости своих читателей.  В «Последнем рассвете» она снова поручает дело молодому оперативнику с Петровки Антону Сташису. Герой бестселлера прошлого года «Бой тигров в долине», «натасканный» вышедшей в отставку Каменской во время совместного расследования в театральном детективе «Смерть как искусство», похоже, претендует на звание нового любимца королевы детектива.

Сташис с напарниками расследует зверское убийство жены успешного бизнесмена. Накануне вечером женщина появилась на светском приеме в ослепительном колье авторской работы, которое после убийства исчезло. Александра Маринина со свойственной ей скрупулезностью изучила все нюансы ювелирного дела. Так что в «Последнем рассвете» кроме детективной интриги и череды загадочных убийств, есть и элементы производственного романа: секреты мастерства огранщиков и ювелиров и даже суеверия этого дорогого бизнеса.


Джоан Роулинг «Случайная вакансия»

Первый «взрослый» роман Джоан Роулинг был одной из самых ожидаемых книг года в мире. В Великобритании только за первую неделю было продано 125 000 экземпляров.

Автор книг о Гарри Поттере написала социальный роман, который можно считать пародией на классический британский детектив. В маленьком городке Пэгфорд внезапно умирает член местного совета  Барри Фейрбрайзер, уважаемый человек и любящий семьянин. Новость мгновенно облетела городок, и досужие разговоры о внезапной кончине прекрасного человека сменились вопросом: а кто же займет место главы муниципалитета? На вакантное кресло претендуют несколько уважаемых горожан. Однако во время предвыборной борьбы на сайте совета появляются анонимные сообщения, разоблачающие их секреты - наркотики, домашнее насилие и так далее. За всем этим стоят подростки, описывать характеры и поведение которых у Роулинг все же получается лучше всего.


Виктор Пелевин «Бэтман Аполло»

Интригу вокруг нового романа Пелевина издательство выдерживало до последнего: и анонсы, и аннотация состояли сплошь из провокационных вопросов  - и ни слова о сюжете. Видимо, этот ход и негласный титул «культового писателя» способствовали таким высоким продажам.

Главный герой объемного романа - обер-вергилий Рама, перекочевавший из романа «Empire V». Рама стремится занять свое место в высшем вампирском свете.

Загадочный Бэтман Аполло - правитель всех вампиров, существо с головой римского императора и телом змеи. Он изобретает все более эффективные технологии по добыче агрегата «М5» из людских страданий. Противостоять правителю пытается партизанское движение Leaking Hearts.

Пелевин щедро смешивает иронию и стеб, привычно нанизывает на них метафоры и периодически добавляет приметы новейшего времени, вроде событий на Болотной площади. Получается очередной литературный блокбастер, очень узнаваемый и оттого предсказуемый.


Дмитрий Глуховский «Будущее»

Этот роман нравится даже тем, кто никогда не читал «Метро 2033». Нравится именно потому, что совсем не похож на фантастику. Глуховский убежден, что «наше поколение - последнее, которому придется обязательно состариться и умереть». То, что люди уже открыли вечную молодость, - практически единственное фантастическое допущение в романе «Будущее», социальном по сути.

Глуховский предлагает поразмышлять, останется ли человек  человеком, когда тело его бессмертно и не нуждается в душе и в Боге. На планете молодых и прекрасных есть только одна проблема: она переполнена людьми. Цивилизация громоздится по вертикали, в ней нет места детям и старикам. Перед человеком встает выбор: оставаться молодым и жить вечно или создать семью. При этом, как только двое решают родить ребенка, один из них должен умереть от старости в течение десяти лет. Главный герой «Будущего» как раз из тех, кто отвечает за ограничение численности населения и заставляет людей делать выбор.


Сергей Лукьяненко «Застава»

Титулованный писатель-фантаст задумал отличную приманку для  читателей - межавторскую серию «Пограничье». Новые персонажи и приключения - новый мир в книгах, которые Лукьяненко напишет в соавторстве с разными писателями. «Застава» -  первая книга серии, которую Сергей Лукьяненко написал сам, создав, что называется, исходные декорации «Пограничья».

Центрум - центральный мир Вселенной - до сильнейшей катастрофы был велик и силен. Теперь же здесь, на перекрестке тысяч цивилизаций - застава. Корпус пограничной стражи охраняет границы между мирами. Если землянин случайно попадает в Центрум, выбор у него невелик: стать контрабандистом или пограничником, а порой и тем, и другим. Однако Земле грозит та же беда, что когда-то уничтожила Центрум. Самое время вспомнить о том, что такое пограничная служба.


Борис Акунин «Огненный перст»

Борису Акунину второй год подряд удается поразить читателей настолько, что книга, вышедшая в самом конце ноября, попадает в рейтинг самых продаваемых книг года. Впрочем, до успеха последнего фандоринского романа «Черный город» новому историческому сочинению Акунина пока далеко.

«Огненный перст» - своеобразное художественное приложение к первому тому «Истории Российского государства». По замыслу Акунина, каждый нехудожественный том 10-летнего проекта будет сопровождать история одного русского рода. Все начинается с Древней Руси.

Три повести, вошедшие в «Огненный перст», по жанру - явное историческое фэнтези. Главный герой - по характеристике самого писателя, «византийский лазутчик, этакий суперагент, обладающий почти сверхъестественными способностями». То ли Джеймс Бонд, то ли дон Румата». Самыми благодарными читателями саги, по идее, должны стать школьники седьмого-восьмого класса с интересом к отечественной истории, но без особых знаний о ней.


Татьяна Устинова «Где-то на краю света»

«Главный герой этого романа - радио», - говорила  Татьяна Устинова, когда дописывала книгу. На радио «Пурга» в Анадырь отправляется в командировку столичная журналистка Лиля Молчанова, не зная, что на «заснеженный край земли» ее отослали неспроста. Вместо ожидаемого холодного приема  на Чукотке ее ждет мир, где люди привыкли выручать и спасать друг друга. Поразительная доброта и сердечность, которых так недостает на Большой земле. Когда при странных обстоятельствах Лиля находит убитого охотника и начинается изощренная и страшная игра, здесь, на краю света вопреки всем опасениям находятся честные и порядочные люди, готовые во что бы то ни стало ее спасти. И пока звучат позывные «В эфире радио «Пурга», жизнь продолжается.

Природу Чукотки и ее особенности Татьяна Устинова изучала так долго и скрупулезно, что обещала даже приложить к роману «список использованной литературы». И слово свое сдержала.


Виктория Токарева «Так плохо, как сегодня»

«Так плохо, как сегодня, мне не было никогда». Этими словами приятельница Виктории Токаревой начинает каждый новый день. И ведь не она одна. Рассказы Токаревой хороши своей абсолютной правдивостью: они о нас. Со всеми нашими недостатками, сомнениями, бытовыми проблемами и мечтами о необыкновенной жизни. Виктория Токарева  умеет замечать мелочи, без которых невозможно представить повседневную жизнь, но на которые мы сами едва ли обращаем внимание. С мягким юмором, без нравоучений она рассказывает истории об отношениях мужчины и женщины, предлагает поразмышлять о судьбах людей, которые так и не нашли себя в постсоветскую эпоху, и о хрупкости человеческих ценностей.

В новом сборнике есть три рассказа, которые не переиздавались много лет, «Кирка и офицер», «Дружба превыше всего» и «Кино и вокруг» о работе Виктории Токаревой в кино с Георгием Данелия, Фрунзиком Мкртчяном и другими.

Источник


 

Главные книги 2013 года от РИА Новости

Проект Weekend РИА Новости выбрал 10 самых обсуждаемых русских книг 2013 года.

Людмила Улицкая «Детство 45-53: а завтра будет счастье»

Масштабный литературный конкурс «После Великой Победы», который в народе был назван «Конкурсом Улицкой» (он был инициирован писательницей) завершился весной этого года выходом книги «Детство 45-53». За три месяца конкурса на его электронный адрес пришло более 600 писем с воспоминаниями. Писательница признавалась, что не раз читала письма со слезами на глазах. Сомневаться в этом невозможно, «бывшие советские дети» с такой откровенностью, болью и радостью рассказывали о своем прошлом, что сдержать эмоции невозможно. Важность же этой книги для сегодняшних поколений, забывших или не знавших об очередях за хлебом, голоде, разрушенных домах, похоронах Сталина и многом другом, намного больше, чем все «возможности 3D» вместе взятые.


Владимир Сорокин «Теллурия»

Действие романа Владимира Сорокина «Теллурия», появившегося в продаже осенью этого года, происходит в «новом Средневековье», которое автор «предсказывает» Европе. Населяют это нерадужно будущее феодалы и крестоносцы, псоглавцы, великаны и кентавры, а также православные коммунисты. Все они одержимы поиском счастье, а приносит его волшебный металл, залежи которого находятся в республике Теллурия. Сорокин не радовал поклонников новыми произведениями с 2010 года. В первую же неделю после выхода роман стал лидером продаж в двух крупнейших магазинах Москвы.


Виктор Пелевин «Бэтман Аполло»

Второй «главный русский писатель современности» - Виктор Пелевин, в отличие от Сорокина, ежегодно выпускает по книге. Его новый роман, вышедший в марте уходящего года, является своего рода продолжением «Empire V»: совпадает ряд персонажей (в том числе и главный герой вампир Рама) и место действия.

 


Евгений Водолазкин «Лавр: Неисторический роман»

«Лавр» Евгения Водолазкина стал в этом году лауреатом «Большой книги» и премии «Ясная Поляна» в номинации «XXI век». Роман написан в форме жития святого, а действие его происходит в XV веке. Главный герой книги проживает как бы четыре разные жизни - он побывал и врачом, и юродивым, и паломником в Иерусалиме, и, наконец, стал отшельником. Стилистически роман близок к старорусскому, однако в то же время современен, автору удается рассказать свою историю просто и понятно. Сам автор говорил о нем: «Это книга о пути к Богу, о пути к человеку, книга о вечной любви, о том, что нет времени, что время - это опора для нас, слабых».


Елена Костюкович «Цвингер»

Елена Костюкович, известная, прежде всего, как переводчик Умберто Эко, в этом году выпустила свой роман «Цвингер».  Герой книги - агент на книжной Франкфуртской ярмарке, и действие детективного сюжета книги разворачивается именно там и раскрывает внутреннюю кухню Франкфуртской ярмарки. Кроме того, сюжет связан с подлинными материалами о поисках сокровищ Дрезденской галереи, как рассказывала сама писательница, ее дед попал в разбомбленный Дрезден и увидел, что картины из галереи потерялись, и он решил их поискать, хотя такого задания никто не давал: «Этот материал я знала с детства».


Майя Кучерская «Тетя Мотя»

Еще один призер «Большой книги» - роман Майи Кучерской «Тетя Мотя», ставший фаворитом читательского голосования. Книга рассказывает о судьбе современной женщины. 30-летняя героиня книги Марина - в прошлом учитель русского и литературы, сейчас корректор в еженедельной газете. Она замужем за сисадмином - человеком из совершенно другой социальной, культурной среды. Марина (или Мотя, как в детстве ее называл отец-профессор) завязывает любовные отношения с коллегой - колумнистом и телеведущим. С ним, в отличие от мужа, они говорят на одном языке, но у возлюбленного жена, больная раком, от которой он не спешит уходить. В этот сложный момент в руки героини попадает дневник сельского учителя: неспешная жизнь уездного городка, картины исчезнувшего русского быта.


Юрий Буйда «Вор, шпион и убийца»

В отчасти автобиографическом романе, или как он сам его называет автобиографической фантазии, «Вор, шпион и убийца» Юрия Буйды тоже вошел в шорт-лист «Большой книги». Автор пишет о своем детстве и юности, прошедших в послевоенном Кенигсберге. Писатель описывает быт той эпохи, свое взросление, уроки, усвоенные им от сурового отца, первую влюбленность, а лейтмотивом всех, зачастую авантюрных приключений идет стремление героя стать писателем.


Светлана Алексиевич «Время секонд-хенд»

«Время секонд-хенд» - шестая по счету книга автора, завершающая задуманный ею художественно-документальный цикл «Голоса Утопии». Герои этих книг – люди пережившие «крушение советской цивилизации». «Время секонд-хенд» - книга о перестроечных и постперестроечных временах, и как говорит сама Алексиевич: «Это последние 20 лет нашей жизни. Она о том, как исчезла эта огромная империя, исчезала идея. На время нам показалось, что коммунизм мертв, хотя потом оказалось, что это хроническое заболевание. И как мы прошли путь от надежд до разочарования». В этом году Светлана Алексиевич была в списке претендентов на Нобелевскую премию по литературе, однако не получила этой награды, но получила другую – Премию мира Союза немецких книготорговцев, вручаемую за вклад в развитие мира и взаимопонимания между народами.


Антонина Пирожкова «О Бабеле и не только о нем»

Автобиографическая книга вдовы Исаака Бабеля, талантливого инженера-метростроевца Антонины Пирожковой о любви, трагедии, знаменитых друзьях и важных вехах 20 века, возможно, не была столь же сильно разрекламирована, как другие издания из нашего списка. Пирожкова была инженером-конструктором, высоким профессионалом, личностью и к этому необыкновенно красивой женщиной. Она умерла три года назад в возрасте 101 года. История же ее книги не простая: в советское время Антонина Пирожкова много времени посвящала своей работе, реабилитации мужа и публикациям его творческого наследия, а писать мемуары начала только в середине 1990-х при поддержке внука.


Андрей Волос «Возвращение в Панджруд»

Совсем недавно, в начале декабря 2013, были объявлены результаты премии «Русский Букер», романом года был назван «Возвращение в Панджруд» Андрея Волоса. «Возвращение в Панджруд» – книга о давнем прошлом. Главный герой романа - таджикско-персидский поэт Абу Абдаллах Джа-фар ибн Мухаммад Рудаки (858-941). Уже слепым стариком он преодолевает длинный путь от Бухары до Панджруда в сопровождении мальчика-поводыря. По дороге становится ясно, что скорее мудрый старик ведет мальчика, раскрывая ему тайны жизни. Биография Рудаки почти неизвестна, а от огромного поэтического наследия осталась лишь небольшая часть, так что обстоятельства и характеры Волос сочинил сам.

Источник


10 самых пронзительных книг 2013 года выбрал журнал "Сноб".

Владимир Козлов «Война»

Новый роман лауреата премии проекта «Сноб» «Сделано в России». Автор создал эпическое или, снижая пафос, который текстам Козлова абсолютно чужд, стереоскопическое произведение, герои которого так или иначе противостоят современному социуму - словом, делом, автоматом. Французский переводчик писателя заподозрил отсылку к реальной истории «дальневосточных партизан» - это не так, все герои и события «Войны» - вымысел автора. Максимально достоверный, словно слепок с реальности, но похожий одновременно и на дурманящую (анти)утопию.


Владимир Сорокин «Теллурия» 

Паззл из новелл-фрагментов, складывающихся в карту недалекого будущего: Первая строка романа - «Пора трясти стены кремлевские!» - наводит на ложный след. В книге, названной в честь новой земли обетованной - богатой на залежи волшебного металла алтайской республики Теллурия, - достаточно ядовитой сатиры, попс-метафизики и фантазий. Один из главных, хоть и неназванных героев его романа, - русский язык, великий, могучий, переменчивый, опасный, желанный. В нем - бездны, сорокинское погружение в которые не сравнить ни с одним иным литературным приключением.


Карина Добротворская «Блокадные девочки» 

Удивительный нон-фикшн самой красивой журналистки нашей страны - не только о Петербурге и блокаде, больше о мучительной и неразрывной связи времён.


Сборник «Русские дети»

48 рассказов 44 писателей - все так или иначе, прямо или косвенно связаны с детством. Авторы компиляции Павел Крусанов и Александр Етоев поиграли в перевертыш, расположив участников затеи в обратном алфавитном порядке. В результате старт дает - и поднимает планку - грандиозная «школьная» новелла Леонида Юзефовича «Гроза. 1987 г.», настоящий эпос, даром, что заключен в лаконичную литературную форму. В целом - отличная получилась мозаика, вдохновленная порой удивительных открытий, самых острых радостей и самых липких кошмаров.


Олег Постнов «Антиквар»

Постнов - автор абсолютно гениального (и до обидного недооцененного) мистического романа о любви и современной Киевской Руси «Страх» и сборника мистических новелл «Поцелуй Арлекина». «Антиквар» - тоже сборник, где мистическое начало присутствует не в сюжетах, но в настроении, атмосфере, изощренном и тревожном. Потустороннее обволакивает страницы как туман, непознаваемое отбрасывает тени на обыденную реальность, для описания которой у Постнова есть миллионы фантастических слов.


Людмила Улицкая «Детство 45-53: а завтра будет счастье»

Масштабный нон фикшн - собранный по идее Людмилы Улицкой том воспоминаний людей, чье детство пришлось на первые послевоенные годы. История страны и интимные истории, разбитые на главы с очень человечными названиями «Ели…», «Пили…», «Мылись…», «Одевались...», «Играли...», слиты воедино. Есть воспоминания про страх, есть - про День Победы, среди полноправных героев - и Сталин, и хлеб, и мандарины. Сильное сочинение о памяти.


Джоан Дидион «Синие ночи»

Роман американской беллетристки, датированный 2011-м и только что изданный в России в безупречном переводе Василия Арканова. Бесстрашное и искреннее - настолько, что можно покраснеть при чтении от стыда - произведение, которое Джоан (в предыдущем романе «Год магического мышления» рассказавшая о смерти мужа) посвятила приемной дочери Кинтане-Роо.


Эдуард Кочергин «Записки планшетной крысы»

Кочергин - влиятельный театральный художник, главный художник БДТ им. Г.А. Товстоногова - оказался еще и выдающимся писателем. В дилогию, основанную на личных воспоминаниях, сложились сборники рассказов о послевоенном Ленинграде «Ангелова кукла» и «Крещенные крестами». Третья книга Кочергина - только о театре. Входящая в нее повесть «Медный Гога» - о Товстоногове. То, о чем мы мечтали, но боялись спросить.


Сергей Шаргунов «1993» 

Шаргунов - мастер превращать частную жизнь в эпическую прозу о жизни и судьбе родной страны. Новый шаг - лирическая и экстатическая хроника событий 1993-го с точным подзаголовком «семейный портрет на фоне горящего дома». Дом, естественно, Дом правительства.


Ренсом Риггз «Дом странных детей»

Захватывающий дух переводной хоррор. Дополнительный источник сладкого ужаса - иллюстрации, превращающие чтение в фотофильм. Корни же пугающих фантазий - в превосходящей любые выдумки истории ХХ века, «расщедрившейся» на две мировые войны и холокост.

Источник 


Газета «Комсомольская правда»  выбрала самые яркие художественные произведения российских авторов.

Среди них уже знакомые по другим рейтингам имена и книги:

Владимир Сорокин "Теллурия",

Сергей Лукьяненко "Застава",

Павел Санаев "Хроники Раздолбая",

Дмитрий Глуховский "Будущее",

Евгений Водолазкин "Лавр. Неисторический роман",

а так же:

Алексей Иванов «Географ глобус пропил»

У книжки пермского прозаика Иванова после успеха одноименного фильма - невиданный всплеск популярности. Неизбежное сравнение с экранизацией книге явно не вредит. Пришлось ее дважды переиздавать в этом году. Всесторонне образованный и регулярно выпивающий Служкин от безденежья идет работать в школу географом. Там его ждет ужасная засада сложных отношений с учениками, конфликты с завучем и нечаянная влюбленность. А еще у него есть друзья, жена, подружки, маленькая дочь и внутренний стержень. Я, говорит Служкин, человека ищу, всю жизнь ищу… в себе. А так, в общем, у него жизнь обычная, почти невыносимая в путанице любовных несовпадений и духовной неразберихи. Но эта история написана так отчаянно, так нежно и так пронзительно, что стала историей про каждого, кто хоть раз запутывался в жизни, ощущал себя одиноким, но не терял способности любить..

Дмитрий Быков «Сигналы»

Хотя на обложке книги, кроме Быкова, значится еще его соавтор, Валерия Жарова, чужое присутствие в быковском тексте не ощущается - роман написан с фирменной щедростью. Быков определил его жанр как «трагикомический триллер-антиутопия с элементами социально-фантастической пародии». Что в переводе означает, видимо, «мистика пополам с реальностью». В основе сюжета - абсурдная ситуация с пропавшим на Урале в 2012 году самолетом Ан-2 и его загадочными сигналами. Сигналы, правда, оказались помехами, а самолет нашли через год, но то было в жизни. А в романе это только начало... Можно, конечно, историю с затерянным самолетом считать метафорой: это подлинная Россия подает из пространства таинственные сигналы, и, если следовать их зову, можно попасть неизвестно куда... Не ломайте голову, просто прочтите. Остроумные идеи (в том числе и свою версию гибели туристов на перевале Дятлова) автор преподносит в увлекательной и приключенческой форме, с героями, любовью и язвительной сатирой.

Подробнее


Блог «Ревизор»  

Постоянные авторы блога «Ревизор» мужского журнала «GQ» подвели итоги 2013 года и собрали 10 (на самом деле 11) лучших книг 2013.

Евгений Водолазкин «Лавр. Неисторический роман»

Роман года. Не потому, что получил премии «Большая книга» и «Ясная Поляна», не потому, что стилистически безупречен, а потому, что мало кто способен с таким удивлением, уважением и восторгом исследовать устройство мира. Водолазкин - специалист по литературе Древней Руси, и формально «Лавр» - роман о средневековом враче Арсении, который пытается избыть свою вину перед умершей возлюбленной. Арсений — то юродивый, то путешественник, то отшельник, и жизнь его - то забытье, то житие. Но еще это роман о прямой связи человека с Богом. И захватывающий детектив о природе времени, жизнеописание человека, который пытается из времени выйти. Здесь на вопрос, заданный по-старославянски, может последовать ответ на сегодняшнем официальном слpенге. Так разные эпохи равноценны для того, кто смотрит сверху.


Виктор Драгунский «Денискины рассказы»

Столетию Виктора Драгунского посвящен один из лучших литературных проектов года, а вообще-то, и последних сорока с лишним лет - те самые гениальные рассказы про Дениску Кораблева с комментариями выросшего Дениски. Конечно, Денис Викторович Драгунский - это не тот же самый человек, что Денис Кораблев: например, манную кашу а так же:на прохожих он в детlaquo;Русский Букер target=стве из окна не выливал, потому что квартира была в полуподвальном этаже. Но Денис Драгунский - это тот самlaquo;Кино и вокругlaquo;Антикварpый человек, которого всю жизнь будут спрашивать про кашу Дениски Кораблева. В любом случае, проза Драгунских - что отца, что сына - действует как газировка: в носу щекотно, во рту сладко, и вообще - праздник. Отдельное удовольствие - рассматривать иллюстрации, такие были только в советских детских книжках.


Чайна Мьевиль «Город и город»

Британец Мьевиль работает в жанре «странная фантастика», он из тех авторов, кто создает миры, и «Город и город», вышедший по-английски в 2009 году, - самый поразительный из его миров. Сам Мьевиль называет свой роман «антифэнтези». На улице Бещеля находят убитую женщину, но, чтобы раскрыть это преступление, нужно попасть в город Уль-Кома. Он стоит на том же месте, что и Бещель, но бещельцам запрещено его видеть, так же, как жители Уль-Комы с детства привыкли не видеть Бещель. Инспектор, расследующий дело, должен путешествовать между городами, хотя в действительности он никуда не выезжает, потому что город и город - одно целое.


Дмитрий Пригов «Монады»

Первый том из пятитомного «неполного собрания сочинений» Дмитрия Александровича Пригова, бумажного солнца русской поэзии. Это он придумал концептуализм, это он раскопал смысл соцреализма, а потом закопал его поглубже. Первый том не по хронологии, а по времени выхода: в каждом томе ожидаются произведения разных жанров и периодов, каждый том организован вокруг прозаического произведения (в «Монадах» это последний приговский роман «Катя китайская»), название каждого тома будет начинаться на «м», и в каждый том войдут как известные, так и не публиковавшиеся ранее произведения. Хорошо, что во всем этом сквозит безумие: Пригова невозможно вместить в какие бы то ни было рамки, он взламывает пространство культуры, заставляя ее проснуться.


Олег Будницкий «Свершилось. Пришли немцы!»

Со времен Великой Отечественной прошло недостаточно времени, чтобы говорить о ней без эмоций, как о войне 1812 года, - то есть как о чем-то, что было не с нами. Хотя «мы», родившиеся после войны, знаем скорее кинематографический и литературный миф о ней, а не реальную историю. Сборник «Свершилось. Пришли немцы!» предлагает иной взгляд на события, застающий неподготовленного читателя врасплох. В книгу вошли «Дневник коллаборантки» Л.Т. Осиповой и воспоминания В.Д. Самарина, людей, стремившихся сотрудничать с оккупантами «на благо России».


Сергей Соловьев «Адамов мост»

Если говорить о сюжете, то герой путешествует по Индии с возлюбленной, а кроме того, находится на какой-то барке, где и вспоминает о своем путешествии. Но о сюжете можно не говорить, потому что сюжет тут в чем-то другом. В свободе. В манере письма - Соловьев пишет на незнакомом нам русском языке, пишет так, как будто ему не хватает воздуха или как будто воздуха слишком много, захлебнешься. Гоголь, дорога, корчащийся в муках животный и людской мир, животное и человеческое счастье, а главный герой - не условный «я», не «она», не «мы», а дар речи. Вся книга - дар речи.


Сьюзен Сонтаг «О фотографии» и «Смотрим на чужие страдания»

Это две книги: знаменитые очерки культуролога Сьюзен Сонтаг, написанные в 70-х годах, и гораздо более позднее эссе «Смотрим на чужие страдания» (2003), посвященное военной фотографии. Но читаются они подряд: исследование фотографии как «тонкого ломтика времени и пространства», как способа производства клише - и автокомментарий к этим заметкам из других времен, других страданий. Существование этих двух текстов подтверждает, что с течением времени изменяется отношение не к предмету исследования, а к реальности. «В эпоху современной съемочной техники, - пишет Сонтаг, - к реальности предъявляются новые требования. Действительность может быть недостаточно ужасной, и тогда надо ужас усилить».


Виктор Сонькин «Здесь был Рим»

Не путеводитель, но признание в любви, не рассказ об истории Древнего Рима, но попытка открыть его в Риме сегодняшнем. В главе о Колизее Сонькин пишет, что разрушения дают нам возможность увидеть Колизей изнутри, таким, каким его никогда не видели древние римляне; книга перенастраивает читательский взгляд так, чтобы мы видели одновременно античность и современность. «Здесь был Рим» нельзя свести к сборнику исторических анекдотов, хотя их тут предостаточно, есть даже про тещу. Анекдоты - лишь один из способов рассказать о страсти, а Сонькин - великолепный рассказчик, умный, ехидный и уверенный.


Владимир Сорокин «Теллурия»

Может показаться, что «Теллурия» - это отвердевшая, заледеневшая версия сорокинской же «Нормы»: судьбы России на разные голоса и герои вгоняют себе в голову теллуриевый гвоздь. Гвоздь дает нечеловеческие силы и уводит в галлюциногенное счастье, но, если забить неточно, можно и помереть. Россия, тем временем, как раз помирает, распадается на мелкие осколки, тонет во тьме Нового Средневековья. Роман и сам состоит из осколков - рассказов, сказок, баек, дневниковых записей. Читатель получает дозу облучения чужим экстазом: мало кто лучше Сорокина умеет писать о физиологии, в том числе — о физиологии целой страны.


Арт Шпигельман «Маус»

Комикс о Холокосте, в котором евреи - мыши, а немцы - кошки (есть и французы - лягушки, поляки-свиньи, американцы-собаки) Шпигельман нарисовал «Мауса» в 80-х - начале 90-х, комикс был отмечен Пулитцеровской премией. Сын-художник приходит к пожилому отцу, прошедшему войну и концлагерь. Мать покончила с собой, отец теперь живет с другой женщиной, сын хочет нарисовать комикс о семейной истории. Воспоминания отца - то трогательные, то страшные - сын превращает в книгу о мышах. Самые удивительные страницы, правда, посвящены не лагерю («Маушвицу») и не истории любви, а «реальной» жизни, в которой автор «Мауса» - не мышь, а небритый мужик в мышиной маске. Вот что действительно страшно.

Источник


 «Московские новости» 

О том, какие замечательные книги разных жанров вышли в 2013 году, рассказывает Наталья Бабинцева, книжный обозреватель «Московских новостей».

 

Русская проза

 

Роман Сенчин "Чего вы хотите?"

События протестной зимы-2011/12, увиденные глазами дочери прозаика Сенчина. Уроки игры на фаготе, социальные сети, снижение ВВП, митинги, мечты о лете, задержание Удальцова, «и для твоей прозы это наверняка пригодится», говорит мама папе, - все смешивается в детской голове и артистично раскладывается по полочкам.

 


Переводной роман

Ричард Форд "Канада" 

Роман одного из главных американских писателей, прежде по странному стечению обстоятельств не издававшегося по-русски. Вместо того чтобы отправиться с ранцем в школу, главный герой предпринимает путешествие в Канаду - не реальное политическое образование, где ледорубы поглощают кленовый сироп, а мистическую и невозможную страну, находящуюся на грани сна и яви.


Сборник эссе

Дени Грозданович "Искусство почти ничего не делать"

Автор, французский писатель, фланер и популярный блогер, оттолкнувшись от тезиса «отдых не безделье», опровергает один из главных постулатов протестантской этики: путь к добродетели лежит через ежедневный труд. В обаятельных эссе Гроздановича нет прямых рекомендаций, как избавиться от симптома трудоголика и перестать думать о хлебе насущном, «вирус праздности» передается читателю посредством вальяжной интонации. Текст Гроздановича принадлежит скорее к категории «литературы потерянного времени», нежели времени, проведенного с пользой. Автор иронично относится к людям деятельным, связывая активность с недостатком фантазии и внутренней энергии.


Научно-популярная литература

Дмитрий Жуков "Стой, кто ведет? Психология поведения человека и других животных"

Великолепный биолог-популяризатор и сотрудник лаборатории сравнительной генетики рассказывает захватывающую историю о гормонах, феромонах и прочих химических волшебствах, которые влияют на поведение человека. На тех, кто считает, что тело человека лишь вместилище духа, книга Жукова может произвести эффект «красной тряпки»: особенности социального поведения ученый тоже склонен списывать на влияние окситоцина, вазопрессина и пролактина. Впрочем, поскольку вообразить себе заветный серотонин довольно трудно, то все описанные в «Стой, кто ведет?» гормональные взрывы и феромонные атаки вполне можно отнести к разряду чудес.


Комикс

Арт Шпигельман "Маус"

«Маус» - книг уникальная: автор получил за нее в 1992 году Пулитцеровскую премию, что для комикса невероятно, поскольку он считается жанром не слишком серьезным. Но Шпигельману удалось рассказать историю холокоста на примере судеб своих родных и близких. Главный герой книги, отец художника, рассказывает сыну, как прошел через гетто, Освенцим и «марш смерти» на Дахау. Одновременно здесь присутствует и история родительской любви, и описание быта предвоенной Европы, и самое главное, лагерная реальность представлена не как перечисление абстрактных зверств, а как одна из форм человеческой жизни. Отказ от антропологической точности помогает читателю пережить происходящее: герои словно надевают маски - кто мышей, кто свиней - и от этого события книги кажутся слегка ирреальными.


Документальный роман

Алексей Ракитин "Перевал Дятлова"

О том, какая сила заставила девятерых опытных лыжников выскочить зимой из палатки навстречу странной смерти, вот уже полвека дискутируют историки, криминалисты, журналисты и фантасты. Из одних только толкований загадочного 33-го кадра с пленки погибшего туриста Кривонищенко (запечатлены светящиеся шары) можно собрать целый том. Скрупулезное исследование «дятловеда» Алексея Ракитина подкупает вовсе не трактовкой самой истории - тут и не стоит ждать окончательной версии, поскольку имеешь дело с тайной в дистиллированном виде, - удивляет та кропотливость и маниакальная увлеченность, с которой автор перебирает вещдоки, дорисовывает психологические портреты героев, реконструирует их личные связи и выстраивает романтические цепочки.


Дневники

Сьюзен Сонтаг "Заново рожденная. Дневники и записные книжки 1947–1963"

Главная нью-йоркская интеллектуалка, муза многих талантливых людей не давала разрешения на публикацию своих дневниковых заметок. Их выход в свет - символический акт сыновьей мести. В первый том Дэвид Рифф включил записи матери с 1947 по 1963 год: начинает прямую речь 14-летний подросток, заканчивает замужняя дама. Текст обескураживающий и разоблачительный. Вместо растиражированного образа бесстрашной Амазонки проявляется довольно неуклюжий женский силуэт: невротичная, патологически серьезная, не умеющая распорядиться телом, не способная (сплошные «не»!) разрешить себе удовольствие жизни. «Я перечитываю свои записи. Какие же они нудные и монотонные! Неужели мне не избежать бесконечного оплакивания самой себя? Все мое естество кажется мне сжатой пружиной, оно исполнено ожидания». Выяснилось, что не избежать и не дождаться, и это, конечно, подлинная трагедия.


Детская литература

Гюс Кейер "Книга всех вещей"

Печальная и одновременно исполненная волшебства книга, написанная от лица ребенка, осознающего себя несчастливым. Автор использует старинный романтический прием, помогающий отстраниться от заявленной на страницах книги прямой речи: повесть начинается с акта передачи дневника давно выросшего мальчика, который в детстве задался единственной целью - прожить взрослую жизнь счастливо. Эти детские записи, названные «Книгой всех вещей», - своего рода дневник наблюдений за окружающим миром и сказочными природными явлениями. Кроме того, к мальчику в гости захаживает Иисус и обещает больше не залезать на крест и не заставлять людей страдать. Мир Томаса полон чудес, но в соседней комнате безумный отец бьет мать - и фантазии не спасают от жестокостей реального мира.


Взрослым о детях

Аксель Хаке "Краткое руководство по воспитанию малышей"

Аксель Хаке вел колонку в немецкой газете «Зюддойче цайтунг», рассказывая в ней о своих буднях отца троих детей. Колонка имела невероятный успех. Так появилась идея создать книгу «Краткое руководство по воспитанию малышей», которую, к счастью для всех, согласился проиллюстрировать художник-волшебник Михаэль Сова. «Чтобы растить детей, нужны крепкие нервы. Постарайтесь закалить свои нервы. Возьмите себе за правило ездить в часы пик в метро и на электричке. А еще ворвитесь в толпу фанатов мюнхенской «Баварии», размахивая черно-желтым флагом дортмунской «Боруссии».


Подарок на Рождество

Нил Гейман "Океан в конце дороги"

Свежая сказка Геймана, мировая премьера которого случилась летом 2013-го. Рассказчик, вернувшийся в родительский дом, вынужден вспомнить жуткие события 40-летней давности: тогда ему пришлось искать защиты у вяжущих носки соседок-колдуний от женщины-червя, через дыру в ноге пролезшей в наш мир.

Подробнее


Лучшая книга от Lenta.ru

Лучшей книгой года по версии британской премии Specsavers National Book Awards стал роман Нила Геймана «Океан в конце дороги» («The Ocean at the End of the Lane»).

Роман Геймана одержал победу в открытом интернет-голосовании, в котором читатели выбирали лучшего из победителей десяти других номинаций премии. «Океан в конце дороги», как сообщается, существенно оторвался по количеству голосов от конкурентов - произведений Малалы Юсуфзай, Роберта Харриса, Кейт Аткинсон и автора детских книг Дэвида Уоллиамса.

Шортлист в каждой из номинаций Specsavers National Book Awards ежегодно отбирают 50 экспертов в области книгоиздательства, представителей книготорговых сетей и литературных критиков. Победителей в отдельных категориях выбирают голосованием 750 академиков премии. Кстати, в 2012 году лучшей книгой года по версии Specsavers National Book Awards стал роман Э. Л. Джеймс «50 оттенков серого».

«Океан в конце дороги» - последний роман Геймана, вышедший в 2013 году. Среди других известных произведений автора «Американские боги», «Дети Ананси», «Звездная пыль» и «Коралина». Последние две книги были экранизированы в виде полнометражного игрового и анимационного фильмов соответственно.

Источник


Интернет-журнал «Афиша. Воздух»

Книги года: выбор англоязычной прессы

Интернет-журнал «Афиша. Воздух» изучил списки книг года американских и английских изданий и составил свой - тех, которые чаще всего упоминаются в этих списках. Представляем пятерку лучших в номинации «Художественная литература».

Рейчел Кушнер «The Flamethrowers»

О чем: история увлеченной мотоциклами девушки, которая в 1975 году переезжает в захваченный художниками Нью-Йорк, влюбляется в одного из них (итальянского отпрыска семьи, владеющей мотоимперией) и уезжает вместе с ним на его историческую родину, где путается с местными левыми террористами.

Кейт Аткинсон «Life After Life»

О чем: уже переведенный на русский исторический роман известной английской детективщицы - о перерождающейся на протяжении двадцатого века одной и той же девушке; не без черного юмора.

ДжорджСандерс «Tenth of December»

О чем: cборник рассказов фигуранта всех возможных списков влиятельных американских интеллектуалов - о «сексе, любви, войне, работе, потерях и отчаянии».

Донна Тарт «The Goldfinch»

О чем: монументальный (784 стр.) роман о тринадцатилетнем жителе Нью-Йорка Тео Декере, который теряет свою мать в теракте в музее Metropolitan, после чего его жизнь неразрывно связывается с картиной Фабрициуса, а сам он становится дилером антиквариата.

Элинор Каттон «The Luminaries»

О чем: Исторический роман молодой новозеландской писательницы о новозеландских же золотых приисках середины XIX века; много тайн, много мистики, много запоминающихся персонажей.

Подробнее

 
Понравилcя материал? Поделись с друзьями!
Читать подано
Мюриель Барберри «Лакомство»
    
Яндекс.Метрика