Главная
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
        Апатиты – город мой     Правовая помощь     Родителям и педагогам     Хобби-клуб Версия   Главная Написать письмо Канал YouTube Вконтакте Карта сайта Контакты

Говорим по-русски

Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, отмечается каждый год 21 февраля с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию. Эта дата была выбрана в знак памяти событий 21 февраля 1952 года, когда в Дакке, столице нынешней Бангладеш, от пуль полицейских погибли студенты — участники демонстрации в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.

Признание и уважение всех языков является ключом к сохранению мира. Каждый язык самобытен и отражает менталитет и обычаи народа. Подобно нашему имени мы обретаем родной язык от нашей матери в детстве. Он формирует наше сознание, пропитывает заложенной в нем культурой.

В России сейчас существует около двухсот языков и диалектов, но большинство населения страны говорит на русском языке (более 130 миллионов). Это наш родной язык, к которому надо относиться бережно и с любовью. А любить – значит знать. Поэтому, мы представляем новый раздел сайта «Говорим по-русски», который мы будем вести вместе с Евгенией Васильевной Савшак, заслуженным работником культуры РСФСР, верным защитником и хранителем русского языка. С 2005 года Евгения Васильевна ведет рубрику «Родную речь только нам сберечь» в газете «Кировский рабочий». В ней опубликовано уже более 150 эссе, полных размышлений о родной речи, о ее истоках и современном состоянии. Теперь возможность прочитать их будет и у посетителей нашего сайта.

В разделе также будут представлены словари из фондов апатитских библиотек, список сценариев в помощь подготовке мероприятий по формированию ценностного отношения к родному языку, лингвистические игры и др. Также появится возможность задать вопрос Е.В.Савшак. Окончательно раздел будет доработан в марте.

А сегодня мы публикуем те статьи Е.В.Савшак, в которых она размышляет о русском языке, его красоте и богатстве, а также о его современном положении.

Савшак, Е.В. Немного о тайнах родного языка // Киров. раб. – 2011. – 6 октября.

Савшак, Е.В. Заложник времени // Киров. раб. – 2011. – 30 июня.

Савшак, Е.В. Без русского языка у нас нет будущего // Киров. раб. – 2006. – 8 июня.

А также предлагаем пройти тест «Говорим и пишем грамотно» и узнать свой уровень грамотности.

I. Культура речи

1. Расставьте ударение в словах:

1) средства; 2) квартал; 3) рудник; 4) красивее; 5) прибывший; 6) ходатайствовать.

2. Отметьте номера слов, в которых ударение поставлено правильно:

1) щавЕль; 2) врУчат (награду); 3) газопрОвод; 4) заключИм; 5) созвонИмся; 6) грАжданство.

3. Отметьте номера слов, в которых пишется Ё:

1) афера; 2) скабрезный; 3) свекла; 4) истекший (период); 5) опека; 6) новорожденный.

4. Отметьте неправильную форму множественного числа:

1) торты; 2) инженеры; 3) тренеры; 4) бухгалтера.

5. Отметьте номера слов, относящихся к среднему роду:

1) киви (плод); 2) виски; 3) евро; 4) жалюзи.

6. Отметьте номера правильных словосочетаний:

1) согласно Трудовому кодексу;

2) оплатить проезд;

3) отметить о недостатках проекта;

4) свойственный для него прагматизм.

7. Отметьте номера правильных словосочетаний:

1) играет значение;

2) надеть очки;

3) предоставить слово;

4) свободная вакансия.

8. Выберите правильные варианты:

1) в двух тысяча девятом году;

2) в две тысячи девятом году;

3) более пятисот жителей;

4) более пятиста жителей.

9. Выберите правильный вариант:

1) беседа с Василием Белых;

2) был у Василия Белыха.

10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Окончив университет,

1) мне предложили поступить в аспирантуру.

2) преподаватели советовали мне продолжить учёбу.

3) меня устроили на временную работу.

4) я остался работать в родном городе.

II. Орфография

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) ижд…венец, разв…вается (знамя), инв…стиция;

2) пр…западный, благосл…вить, предвыборная к…мпания;

3) пр…чудливый, пр…оритет, пр…тензия;

4) п…лисадник, об…яние, сорок…летний.

2. В каком ряду во всех словах пишется НН?

1) труже…ик, племя…ик, имени…ик;

2) клюкве…ый морс, ветчи…ая колбаса, свежемороже…ая рыба;

3) решё…ая задача, его возможности ограниче…ы, балова…ый ребёнок;

4) деревя…ый, пута…ый ответ, Масле…ица.

3. В каком ряду НЕ со словами пишется раздельно?

1) (не)исправленная вовремя ошибка, (не)взирая на лица;

2) (не)замужем, (не)соответствующий статусу;

3) (не)достаёт терпения, ни в чём (не)повинные люди;

4) никем (не)победимая армия, дверь (не)прикрыта.

4. В каком ряду оба слова пишутся через дефис?

1) (ярко)красный, (пол)чайной ложки;

2) (пол)января, (пиар)акция;

3) (горно)обогатительный, (горно) спасательный;

4) (вряд)ли, (давным)давно.

5. Какие из данных ниже слов воспроизведены неверно?

1) конъюнктура; 2) коррупция; 3) инциндент; 4) пертурбация; 5) скрупулёзно; 6) компроментировать.

III. Пунктуация

1. Укажите предложения, в которых на месте пропуска следует поставить тире.

1) Жизнь Владимира Ивановича Даля _ есть подвиг во имя русского языка.

2) Хорошая книга _ это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро.

3) Выпустишь словечко _ не догонишь и на крылечке.

4) Удар короток _ и мяч в воротах!

2. Укажите предложения, в которых перед И ставится запятая.

1) Тверда его рука и ясен ум.

2) В любви к Отечеству мы не уступим ни одному народу и доказали это не раз перед целым светом.

3) Ничто на земле не проходит бесследно и юность ушедшая всё же бессмертна.

4) Было тихо и чуть подмораживало.

3. Укажите предложения, в которых перед КАК ставится запятая.

1) В историю русской культуры Александр Сергеевич Пушкин вошёл как родоначальник русского литературного языка.

2) Люблю обычные слова как неизведанные страны.

3) Зимний лес как сказка.

4) Дождь лил как из ведра.

4. Расставьте знаки препинания.

1) Человек равнодушный к родному языку дикарь.

2) Но сохраняя с прошлым связь теперь живу я много проще к другим терпимей становлюсь к себе взыскательней и жёстче.

3) В новогоднюю ночь наш Кольский край как гигантский корабль будет светиться миллионами огней в темноте полярной ночи.

5. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

1) Идёшь по осеннему лесу ра…цвече…ому красками и поэтическим чувством наполняется душа.

2) Как бы н… была прекрасна проза язык взволнованной души это поэзия.

 ОТВЕТЫ

Тот, кто допустит не более трёх ошибок, получает «пятёрку», не более семи – «четвёрку», не более двенадцати – «троечку»… Ну а остальным, возможно, стоит полистать на досуге учебник русского языка.

I. Культура речи

1. срЕдства; квартАл; руднИк; красИвее; прибЫвший; ходАтайствовать.

2. 1, 4, 5; 3. 2, 3, 6; 4. 4; 5. 1, 2, 4; 6. 1, 2; 7. 2, 3; 8. 2, 3; 9. 1; 10. 4.

II. Орфография

1. 4; 2. 3; 3. 2; 4. 2; 5. 3, 6.

III. Пунктуация

1. 2, 3, 4; 2. 3, 4; 3. 2.

4. Человек, равнодушный к родному языку, – дикарь.

Но, сохраняя с прошлым связь, теперь живу я много проще: к другим терпимей становясь, к себе – взыскательней и жёстче.

В новогоднюю ночь наш Кольский край, как гигантский корабль, будет светиться миллионами огней в темноте полярной ночи.

5. Идёшь по осеннему лесу, расцвеченному красками, и поэтическим чувством наполняется душа.

Как бы ни была прекрасна проза, язык взволнованной души – это поэзия.  

 

You have no rights to post comments

Голосование
Какие семейные традиции передаются из поколения в поколение в вашей семье?
 
Читать подано
Рубина, Д. И. «Озябшие странники»

    

Яндекс.Метрика