Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры



Версия Обычная версия сайта
Сумки и сумочки

Большая история маленькой сумочки

Какие бывают сумки

Как купить сумку?

Самая дорогая сумка в мире

Легендарная сумка Биркин

Сумка и характер

Национальный день сумочек

Музей сумок в Амстердаме

Сумки из книг

БОЛЬШАЯ ИСТОРИЯ МАЛЕНЬКОЙ СУМКИ

Женская сумка – загадка не меньшая, чем Бермудский треугольник! И хотя первые сумки появились так же давно, как и деньги, которые в них носили, – свой сегодняшний образ женская сумка обрела только в конце XIX века: как раз в то время, когда женщина начала осознавать свою свободу от мужчины. Современная сумка – дитя французской революции XVIII века и эпохи женской эмансипации конца XIX века.

 

В средние века женщины носили широкие юбки, в уютных складках которых легко скрывались ранние сумки-карманы. Эти карманы не были соединены с одеждой, казались андрогенами (их носили и мужчины, и женщины) и отличались только рисунком и материалом.

 

Позднее сумки в виде изящных мешочков, стягивающихся в устье, носили на поясе.

 

1790 год считается годом рождения сумки, которую нужно носить в руке. Связано это с французской революцией и с новой женской модой.

 

Нововведение имело успех, и уже через несколько лет, с 1804 года, правила хорошего тона приписывают мужчинам держать руки в карманах, а женщинам – карманы (то есть сумки) в руках. Так была утрачена андрогенность кармана, поясного мешочка и монетницы – и женщина приучилась выходить из дома, держа в руках маленькую сумочку.

 

Первые сумки назывались «reticules». В русский язык это слово пришло в иронической французской версии (как и многие другие слова, связанные с модой) – «ридикюль».

 

«Несессером» называлась сумка для шитья. Чем меньше была сумка, тем обеспеченнее считалась женщина, потому что рядом с ней был мужчина или слуга (или как у Грибоедова: «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей»), которые носили необходимые предметы.

 

Однако по мере эмансипации женская сумка начала постепенно увеличиваться в размерах. И если раньше светские дамы прятали там свои веера, духи, зеркальца, изящные кружевные платочки и карнедебаль (книжечку для записи партнеров по танцам), то постепенно возникла необходимость носить в ней и косметику, и книги, а в начале XX века – даже сигареты.

 

А когда во второй половине XIX века был изобретен поезд, появились железные дороги и стало возможно быстрее перемещаться в пространстве – тогда для удобства был изобретен саквояж, то есть сумка для путешествий.

 

В те времена, когда женщина утвердила за собой право считаться «приличной дамой», даже если она путешествует самостоятельно, без мужского сопровождения, – именно сумка стала ее незаменимым партнером и предметом первой необходимости. Если в начале позапрошлого века сумка носилась в руке или на пальце, то в конце века она постепенно поднималась и оказалась на плече. Суфражистки носили сумки с особым шиком – как солдаты свои ранцы. Однако для большинства представительниц прекрасного пола такая «возвышенная» позиция окончательно укрепилась только в 1950-х годах. Функционально и эстетически сумки и сумочки прошли период разделения труда: сумки для работы и моциона, коктейльные и вечерние сумочки, сумка для похорон. Каждая эпоха старалась создавать свой собственный стиль для этого предмета.

 

Один из самых ярких периодов «сумочной» истории – 1920-е годы, когда flapper-girls экспериментировали с сумочкой для чарльстона. В иные времена сумки должны были гармонировать с туфлями, в другие – воспринимались, как украшения туалета. Замки у сумок появились в XIX веке, а молния была изобретена в 1923 году.

 

В викторианскую эпоху зародилось массовое, промышленное производство сумок. Появились первые компании, такие как Hermès и Louis Vuitton. Однако самодельные сумки и, так сказать, штучные экземпляры долгое время оставались более популярными, потому что средний класс не всегда мог позволить себе парчовую или кожаную сумку из английской или испанской кожи. Самодельные сумки тесно связаны с историей: в годы Второй мировой женщины придумывали дизайн сумок, способных поместить в своих недрах газовые маски; а в 1960-е годы хиппи, которые сопротивлялись всеобщему консюмеризму, сами шили разнообразные сумки-мешки.

 

В процессе самодеятельного и промышленного производства в ход шли различные материалы: атлас и шелк, гобелены и кожа, дерево и стекло, железо и пластик (такой как бакелит или люсид), соломка и старые журналы.

 

Сумки украшались венецианским или богемским бисером, стеклярусом, полудрагоценными камнями, металлами, кружевами, вышивкой, аппликацией, лиможским фарфором.

 

Все больше и больше интерес к сумкам проявляли известные дизайнеры и художники.

 

Их смелые фантазии делали похожим модный аксессуар на миниатюрные скульптуры.

 

Дамская шляпа – не свободна: она должна украшать женское лицо. Туфли должны быть, прежде всего удобными. И только сумки предоставляли художникам неограниченную свободу.

 

В 1920-е годы их делали в виде самолетов, пароходов и автомобилей. В 1940-е появляются Walborg Poodle bags – сумки в виде черных и белых пуделей. Барочная модернистка Элза Скьяпарелли создавала свои сумки вместе с Сальвадором Дали.

 

Anne Marie deFrance умудрялась сочинять сумки в виде музыкальных инструментов. А король изделий из люсида Will Hardy экспериментировал с пластичностью материала. В 1920-х годах знаменитая художница Соня Делоне, а после нее, в 1960-е годы, Эмилио Пуччи увлекались геометрическим дизайном.

 КАКИЕ БЫВАЮТ СУМКИ

СУМКА - матерчатая или кожаная ёмкость для переноски небольших предметов. Сумка — общее название множества разновидностей. Форма, материал и другие особенности этого предмета зависят от его предназначения и области применения. Поэтому конкретные виды сумок постоянно видоизменяются: одни уходят в глубокую историю, другие становятся музейными экспонатами, третьи — просто забываются, их названия исчезают даже из языка. Вот примеры полузабытых или совсем забытых слов, обозначающих сумку: вайчак, ладунка, калита, ташка, тоболец, колчан, котомка, кошель, сума, мошна, торба, ридикюль, авоська.

 

Но одновременно с развитием технологий и появления новых сфер деятельности человека появляются всё новые разновидности сумок. При этом в русском языке появляются новые или заимствованные из других языков названия: дипломат, кейс, борсетка, саквояж, портплед.

 

В настоящее время сумки нужны людям разного возраста и в любых жизненных ситуациях: школьнику — ранец, деловому человеку — портфель, путешественнику — чемодан, туристу — рюкзак, женщине — дамская сумочка.

 

Борсетка (от итал. borsetta — сумочка) — небольшая мужская сумка из кожи или кожезаменителя, носимая в руках или через плечо, в которую обычно помещаются документы, деньги, ключи, визитные и кредитные карточки, мобильный телефон и прочие мелкие предметы. Борсетки стали популярными в России в начале 1990-х годов.

 

Дипломат или кейс (от англ. case) — это узкая, коробкообразная сумка, сделанная из винила или кожи с ручкой на одной из сторон. Используется в основном для переноски бумаг и других документов. Бизнесмены и другие профессионалы обычно используют их для переноски важных документов и ноутбуков. Размеры современных дипломатов подогнаны под стандартный размер бумаги (А3).

 

Клатч, клач (англ. clutch — схватить) — маленькая элегантная дамская сумочка-конверт, изначально элемент вечернего гардероба. У клатча нет ни ручек, ни ремешка, его носят обхватив ладонью или под мышкой. Изготавливается из высококачественных материалов (например, крокодиловой или змеиной кожи), украшается золотом, жемчугом, стразами и перьями. Особую популярность клатч получил в 1920—1930-е годы. После Второй мировой войны клатч возродил к жизни Кристиан Диор. В последние годы клатч вновь оказался на пике моды и в более скромном варианте пытается стать элементом повседневной одежды или делового костюма. Часто клатч является атрибутом выхода в свет, например посещения театра или раута.

 

Портфель (от фр. porte — несу, feuilles — листы бумаги) — узкая сумка прямоугольной формы, иногда со скруглёнными углами или боковыми поверхностями в виде трапеции (пластрон), для переноски бумаг, тетрадей, книг, учебников и прочих предметов, связанных с «бумажной» работой. Как правило, снабжён ручкой на одной из торцевых поверхностей. Закрывается одной или двумя застёжками, или молнией. Изготовляется из кожи или пластмассы. Может также иметь ремень для ношения через плечо.

 

Ридикюль (фр. réticule ← лат. reticulum — сетка) — женская сумочка на длинном шёлковом шнуре, украшенная вышивкой; надевалась на руку.

 

Появилась в начале XIX века. В женских платьях карманов не было, поэтому и вошли в моду сумочки в виде корзиночки или мешочка; они получили название «ретикюль» (в переводе с латинского — «сетка», «плетёная сумка»), но в насмешку были прозваны «ридикюлями» (в переводе с французского «смехотворные»).

 

Рюкза́к (от нем. Rucksack — мешок, который носится на спине) — специализированная сумка для ношения на спине. Снабжён двумя лямками. При ношении рюкзака нагрузка ложится на плечи и спину, а руки остаются свободными. Рюкзак удобен для длительной переноски относительно больших грузов.

 

Саквояж (фр. sac voyage — буквально дорожная сумка) — багажная принадлежность, как правило, кожаная. Сумка среднего или чуть больше среднего размера с небольшой ручкой. Прообразом современного саквояжа была обычная багажная сумка, выполненная из уцелевших частей старого ковра. Именно поэтому прародителей современного саквояжа в США называли «ковровыми сумками» (англ. Carpetbag). Не купить сумку саквояж в Америке 40-50-х годов ХIХ столетия мог только несовременный человек, которого не увлекало такое новшество, как путешествие по недавно проложенным железным дорогам. Позже дорожный саквояж стал востребован не только из-за своей дешевизны, но и из-за практичности и долговечности, ведь его тканевая основа была заменена на дорогостоящую кожу. Таким образом, купить саквояж теперь могли себе позволить только лишь обеспеченные люди. Вместе с тем, после Гражданской войны в США производное от слова саквояж — саквояжник (или карпетбеггер) приобрело на Юге негативный оттенок — так именовали северян, прибывших в южные штаты налегке (весь их багаж состоял из саквояжа) и старавшихся за бесценок скупать собственность обнищавших южан.

 КАК КУПИТЬ СУМКУ?

1. УДОБСТВО. Обязательно следует позаботиться об удобстве сумки. Конечно, тут речь не идет о клатчах или других сумках для вечернего выхода. Но сумка на каждый день, особенно если Вы ездите общественным транспортом, а не в комфортном личном автомобиле, просто обязана быть практичной и вместительной.

 

К удобствам относятся: широкие ремни, длина которых позволяет носить сумку на плече, несколько объемных внутренних отделений, потайные карманы, карман для мобильного телефона, внутренние карманы на молнии для косметики или документов, накладные карманы с внешней стороны сумки для проездных билетов и мелких денег. Кстати, некоторым девушкам, предпочитающим носить с собой «на всякий случай» множество вещей, для их же удобства противопоказаны объемные сумки, в которых помещается четыре тома «Войны и мира», зонтик, запасные туфли, одежда для спортклуба после работы и косметичка размером с рюкзак пешего туриста. Чтобы не было искушения набирать все это с собой каждый день и к вечеру страдать от боли в позвоночнике, лучше выбрать сумку среднего размера.

 

Помните: вес сумочки больше 2 кг и длинный ремешок ведет к тяжелым заболеваниям позвоночника!

 

2. КАЧЕСТВО. Как это ни странно, качество сумки не зависит от материала, из которого она изготовлена. Давно минуло то время, когда хорошими считались лишь сумки из натуральных материалов. Главное, чтобы материал и фурнитура были достаточно прочны, устойчивы к царапинам, швы хорошо прошиты (не проклеены!). Многое можно понять, взглянув на подкладку сумки. Если внутри все идеально ровно и красиво, за качество сумки можно не волноваться. Идеально, если вы сумеете найти человека, изготавливающего сумки своими руками. Качество ручной работы говорит само за себя. А привлекательность моделей будет полностью зависеть от таланта и вкуса дизайнера.

 

3. ОРИГИНАЛЬНОСТЬ. Не стоит брать недорогую ультрамодную сумку в  популярном магазине. Вы рискуете увидеть большое количество сестер-близнецов своего аксессуара, едва выйдя на улицу. Идеальное решение для тех, кто хочет иметь уникальный и недорогой аксессуар – сумки ручной работы.

 

4. ЕДИНСТВО СТИЛЯ. К счастью, сейчас девушки могут не задумываться, подойдет ли сумка по цвету или фактуре к обуви или конкретному комплекту одежды. Контрастирующие с остальным ансамблем сумки не выходят из моды уже несколько лет. При этом все же следует задуматься о стилистическом единстве вашего образа.

 

5. ЦЕНА ВОПРОСА. Дорогие дизайнерские сумки обычно нравятся всем и являются образцом для тысяч имитаций: от дешевых подделок до искусно сделанных реплик из натуральной кожи. Единожды отказавшись от экономии и купив настоящую дизайнерскую сумку, вы приобретете действительно отличный аксессуар на долгие годы. Главное, чтобы выглядела эта сумка достаточно универсально и не была создана на основе скоротечных тенденций современной моды.

 

 САМАЯ ДОРОГАЯ СУМКА В МИРЕ

Цена:  3,8 млн. долларов

Сумка — не только предмет для ношения личных вещей, это еще и важный элемент имиджа любой женщины. А теперь скажите, какая женщина не захочет подчеркнуть свой имидж с помощью сумочки стоимостью... почти 4 млн. долларов?!

 

Кто же является создателем этого чуда? Ювелирный дом Mouawad изготовил сумочку под названием The Mouawad 1001 Nights Diamond Purse из золота и нескольких тысяч бриллиантов стоимостью 3,8 млн. долларов. Отметим, что она уже удостоена звания самой дорогой сумки в мире в Книге рекордов Гиннесса.

 

Сумочка в форме сердца была изготовлена из 18-каратного золота и инкрустирована 4517 бриллиантами (105 желтых, 56 розовых и 4356 бесцветных) общим весом в 381,92 карата. Ее дизайн был разработан Робертом Муавадом, над созданием ювелирного шедевра 10 мастеров трудились в общей сложности около 8800 часов.

 

Создателей бриллиантовой сумочки вдохновили сказки «Тысячи и одной ночи». Как заявил один из совладельцев Ювелирного дома Паскаль Муавад, The Mouawad 1001 Nights Diamond Purse «очаровывает своей роскошью, своими бриллиантами и тем трудом, что был на нее потрачен, так же, как Шахерезада очаровывала своими наполненными страстью сказками с замысловатым сюжетом».

 

Фред Муавад назвал эту сумочку шедевром, не только единственным в своем роде, но еще и самым дорогим. Отметим, что до The Mouawad 1001 Nights Diamond Purse титул самой дорогой сумки в мире носило изделие японского ювелира Гинза Танака. Сумка, украшенная двумя тысячами бриллиантов, была оценена в 1,9 млн. долларов.

 ЛЕГЕНДАРНАЯ СУМКА БИРКИН

Легенда гласит, что история создания культовой сумки началась в салоне самолета, когда фотомодель, актриса и певица Джейн Биркин (Jane Birkin) пожаловалась главе фирмы Hermes, по счастливой случайности сидевшему по соседству, что никак не может подобрать себе удобную сумку.

 

«Я сделаю Вам сумку, с которой Вы не расстанетесь никогда», - пообещал ей галантный сосед. Первая сумка появилась в 1984 году.

 

Согласно другой версии, эскиз сумки придумала и набросала сама актриса. Она случайно выронила эскизы из рук, а помог ей их подобрать... представитель Hermes, который и предложил сделать сумку и дать ей имя Биркин.

 

Чем же популярна сумка Биркин? Почему она так сильно будоражит умы женщин?

 

Известно, что изготавливается она из телячьей кожи, иногда - из кожи крокодила. Она устойчива к появлению царапин, при этом мягкая и приятная на ощупь.

 

Фурнитура изготавливается из золота или палладия.

 

Она также имеет замок, который закрывается на ключик. Не знаю, что в ней такого нужно закрывать, потому как сама сумка - это целое состояние. Средняя цена сумки Биркин достигает $27000, а ждать своей очереди желающие ее заполучить могут от двух до пяти лет. Очевидно, что столь высокая цена означает не только безупречное качество сумки Биркин. Покупая эту сумку, люди покупают легенду!

 СУМКА И ХАРАКТЕР

По женской сумке можно узнать характер ее владелицы. Женщины в разные периоды своей жизни выбирают очень разные сумки и носят их по-разному.

 

Вид сумки и то, как она ее носит, может помочь женщине разобраться в себе. Если женщина любит большую сумку, в которую влезет все, что может понадобиться в течение дня - то эта женщина натура деятельная, с широким кругозором и повышенной работоспособностью. Такие женщины обычно достигают успехов в любом деле.

 

Владелица изящной сумочки, в которой есть место только для пудреницы и мобильного телефона, заботится особенно с большим удовольствием о своей внешности. Она без макияжа не может выйти даже в магазин. Обычно эти женщины удачно выходят замуж и занимаются в основном домом и своим гардеробом.

 

Владелица аккуратной сумки без особых претензий - женщина сдержанная и организованная, умеет выделять главное, четко знает, чего хочет.

 

Если у женщины самостоятельно изготовленная и украшенная сумка - то это творческая натура, которая любит все необычное, красивое, такие женщины, как правило, хорошие хозяйки.

Владелица сумки черного цвета бережлива и практична. Такую даму сложно назвать разговорчивой, обширному кругу приятелей и знакомых она предпочитает самых близких людей. Друзей и спутника жизни выбирает долго, тщательно изучает, присматривается и пока не убедится в правильности выбора – держит на расстоянии.

Сумки ярких, контрастных цветов выбирают активные, дерзкие личности. Их девиз: «Нужно брать от жизни по максимуму!». Однако излишняя эмоциональность нередко доводит их до скандалов или депрессии.

Светлые, теплые тона сумки выбирают романтичные инфантильные дамы. Они очень любознательны и добры. Им сложно отказать в просьбе даже малознакомым людям, чем некоторые пользуются. Однако этих женщин всегда выручает обостренное чувство собственного достоинства.

За ручку сумку носят консервативные дамы, которые никогда не позволят себе непристойности ни в речи, ни в поведении. Всегда пунктуальны, аккуратны и строги. Они вызывают всеобщее уважение.

На сгибе локтя, продетой через ручку руки сумку носят женщины, умеющие постоять за себя. Их отличает практичность и рассудительность, а также абсолютное неумение врать.

На ремне через плечо:

- Если рука опущена и малоподвижна, обладательница сумки стеснительна и неуверенна в себе. Ее заботит мнение окружающих, она склонна переживать и анализировать неприятные моменты жизни вновь и вновь.

- Если рука во время ходьбы движется легко и непринужденно – это признак жизнерадостного характера. Такая женщина довольна собой, любит душевную компанию.

- Если рука поднята к плечу – сумку несет смелая и энергичная женщина. Ее жизненное кредо: «Хочешь сделать хорошо – сделай сам».

За уголок сумочку несут самоуверенные женщины, безучастные к мнению окружающих о себе. Одну из черт их характера можно определить как безалаберность.

Сумка под мышкой. Такая дама замкнута, сдержанна, прекрасно чувствует себя в одиночестве, ей можно доверить ответственную работу и почти невозможно вывести из себя.

  НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДЕНЬ СУМОЧЕК

Сумка настолько нужная и полезная вещь, что в ее честь был учрежден специальный день в году. 4 октября в Великобритании объявлен Национальным днем сумочек (National Handbag Day), он впервые отмечался в 2001 году. Целью Национального дня сумочек была помощь женщинам, страдающим от рака груди. Представительницам прекрасной половины человечества предлагалось купить в этот день сумочку, а 10 процентов от ее стоимости отправить в благотворительный фонд. Собранные таким образом средства направлялись на благородные цели борьбы с раком груди.

 МУЗЕЙ СУМОК В АМСТЕРДАМЕ

Музей сумок, расположенный в Амстердаме, посвящен историческим сумкам, сумочкам и чемоданам. Коллекция музея включает 3 500 экспонатов, самые старые из них относятся к началу XVI века.

 

Это один из трех существующих в мире музеев подобного направления, и у него самая большая коллекция.

 

Самым ценным музейным экспонатом считается мужской поясной кошелек из козьей кожи с железными защелками, сделанный в XVI веке.

 

Примерно 30 лет назад торговавшая антиквариатом жительница Амстелвеена Хендрикье Иво купила в Англии маленькую антикварную сумочку из панциря черепахи, отделанную перламутром. Сумочка была произведена в Германии в 1820 году. Интерес Хендрикье к истории этой первой сумки породил страсть к коллекционированию дамских сумок. Вскоре в ее собрании насчитывалось более 3 000 сумок. Она решила показать часть своей коллекции публике. Поначалу музей существовал в двух залах виллы в Амстелвеене, но по мере роста коллекции, супруги стали подыскивать новое место. С июня 2007 года музей располагается в здании XVII века, выходящем на самый престижный в Амстердаме канал Херенграхт.

 

Сегодня музей сумок и сумочек — серьезное заведение с постоянной выставкой, с основной частью коллекции и временными экспозициями, представляющими отдельных дизайнеров, по преимуществу голландских.

 

Старейшие коллекционные сумки, в основном маленькие, использовались для монет, ключей и принадлежностей для шитья. Как мужчины, так и женщины носили их, пряча под одежду, чтобы не привлекать внимание воров. Появление карманов у мужских брюк и переход от пышных юбок к более облегающей одежде у женщин привели к тому, что сумочки стали больше декоративным элементом.

 

В мире существуют несколько музеев сумок. Например, если вам доведется побывать в музее королевы Виктории, вы можете увидеть большую коллекцию изысканных

 

женских сумок. В Лувре вам проведут целый экскурс в историю этого аксессуара. А вот в Токио в Handbag Museum количество экспонатов превышает 3000! Подобный музей есть также в Австралии.

 СУМКИ ИЗ СТАРЫХ КНИГ

Автор идеи создания сумки из книжного переплета - американская художница Кейтлин.

 

Масса томика + плотность обложки = прочность сумки.

 

У Кейтлин множество заказов. Почти каждый день к ней поступают просьбы изготовить ридикюльчик из той или иной любимой книги. Так появились на свет сумки «Братство кольца», «Гарри Поттер и...», «Парфюмер» и «Поэзия Вильяма Шекспира».

Как, спросите вы, добывает художница материал для своих работ? Очень просто: ходит по книжным лавкам, что-то выискивает из утиля, ну и друзья, конечно, зная о таком увлечении Кейтлин, приносят иной раз какой-нибудь раритет.

Составитель: Т..А. Беляева

 

Поиск по сайту

Голосование

Какие семейные традиции передаются из поколения в поколение в вашей семье?
 

Читать подано

А. Горбунова «Лето»