Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Декабрь |
Тихонов Николай Семенович, русский поэт, прозаик, публицист, общественный деятель 115 лет со дня рождения (1896-1979) Автор стихотворных сборников и циклов («Грузинская весна», 1948; «Два потока», 1951), поэм («Лицом к лицу», 1924; «Киров с нами», 1941), очерков («Ленинград принимает бой», 1942), сборников рассказов («Рискованный человек», 1927), книги «Шесть колонн» (1968). Герой Социалистического Труда (1966). Лауреат премий: Ленинской (1970), Международной «За укрепление мира между народами» (1957), Государственных СССР (1942,1949,1952). Тихонов Николай Семенович // Знаменательные даты 2006 : универсальный энциклопед. календарь. – М.: «Либерея-Бибинформ», 2005. – С. 499. Книги из фондов Централизованной библиотечной системы г. Апатиты:
Произведения Н.С. Тихонова:
Некрасов Николай Алексеевич, русский поэт, прозаик, критик и издатель 190 лет со дня рождения (1821-1878) Народный заступник Родился в местечке Немиров, ныне Винницкой области Украины. Детские годы прошли в селе Грешнево (ныне Некрасово) близ Ярославля, в имении отца. Здесь он близко узнал крестьянскую жизнь. В 1832— 1837 учился в Ярославской гимназии. Так как отец всегда мечтал о военной карьере для сына, то в 1838 16-летний Некрасов отправился в Петербург для определения в дворянский полк. В 1839 вопреки воле родителей тщетно пытался поступить в Петербургский университет. Лишенный материальной поддержки отца, вел жизнь полубездомного столичного бедняка. Печатал стихи с 1838. В 1840 опубликовал сборник еще незрелых стихов «Мечты и звуки», встреченный суровой рецензией В. Г. Белинского (1811—1848) и уничтоженный самим автором. Обладая твердым характером, дал себе слово «не умереть на чердаке» и начал энергичную литературно-журнальную деятельность. Как он сам писал позднее: «Праздник жизни — молодости годы //Я убил под тяжестью труда. // И поэтом, баловнем свободы //Другом лени не был никогда». Писал рассказы, повести, пьесы, театральные обозрения, фельетоны. С 1840 начал сотрудничать в театральном журнале «Пантеон...», с 1841 — в «Литературной газете» и «Отечественных записках». Осознав необходимость покончить с «литературной поденщиной» (хотя и в это время были написаны значительные произведения, например очерк «Петербургские углы», 1845), пережил перелом, который сам осознал как «поворот к правде». Примкнул к натуральной школе (условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 1840-х). Его стихи наполнились социальным содержанием («В дороге», «Родина»). Талант Некрасова как редактора и организатора литературных сил развернулся в «Современнике»: даже в годы политической реакции после 1848 он сумел многое сделать, чтобы отстоять демократическое направление журнала. В это время были опубликованы романы «с продолжением» («Три страны света», 1848—1949, и «Мертвое озеро», 1851, совместно с А. Я. Панаевой (1820— 1893), которая стала его женой). На рубеже 1860-х развернулось дарование его как народного поэта, сатирика, заступника угнетенной деревни. В 1856 вышел сборник «Стихотворения», воспринятый как манифест передовой русской литературы, открыто звавший к гражданской деятельности. В 1859—1861 в его поэзии углубляется тема деревни. Стихи («Дума», «Похороны», «Калистрат») и поэмы («Крестьянские дети», 1861; «Коробейники», 1861; «Мороз, Красный нос», 1863) согреты неподдельной любовью к русскому крестьянину. В 1868 возглавил журнал «Отечественные записки». Опубликовал здесь главы поэмы «Кому на Руси жить хорошо», поэмы о декабристах «Дедушка» (1870) и «Русские женщины» (1872—1873), сатиру «Современники» (1875— 1876). В этих произведениях, а также в лирике воплощены важнейшие черты эпохи 1870-х, когда начиналось «хождение в народ». Поэт стремился поддержать дух русской интеллигенции, преклонялся перед ее самоотверженностью, звал к подвигу («Сеятелям», 1876, опубликовано 1877). Последние годы жизни, проведенные в напряженном творческом труде, заботах о журнале, в общественной деятельности, были омрачены тяжелой болезнью. Похороны Некрасова, сами собой устроившиеся без всякой организации, были первым случаем всенародной отдачи последних почестей писателю. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодежи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге. В надгробной речи Ф. М. Достоевский (1821—. 1881) поставил Некрасова рядом с А. С. Пушкиным. В России были созданы музеи поэта: Музей-квартира в Ленинграде (1946, ныне Санкт-Петербург) и Музей-усадьба в селе Карабиха Ярославской области (1947). Народный заступник // Знаменательные даты 2006 : универсальный энциклопед. календарь. – М.: «Либерея-Бибинформ, 2005. – С. 496. Книги из фондов Централизованной библиотечной системы г. Апатиты:
Произведения Н.А. Некрасова:
10 декабря Томан Николай Владимирович, русский писатель 100 лет со дня рождения (1911-1974) Томан Николай Владимирович (27 ноября (10 декабря) 1911, Орёл — 6 августа 1974, Москва) — русский советский писатель. Член Коммунистической партии с 1944. Родился в рабочей семье. Работал на ж.-д. транспорте. Учился в Литературном институте им. М. Горького (1937—38). Участник советско-финской войны и Великой Отечественной войны. Начал печататься в 1933. Автор приключенческих повестей и рассказов для юношества – сборники: «По светлому следу» (1955), «Что происходит в тишине» (1958), «Взрыв произойдет сегодня» (1961), «Прыжок через невозможное» (1965), «В погоне за Призраком» (1967), «Эшелоны идут под откос...» (1971). Повести, вошедшие в сборники «История одной сенсации» (1960), «Говорит Космос!...» (1961), «Неизвестная земля» (1966), «Преступление магистра Травицкого» (1968), сочетают острую сюжетность с элементами научной фантастики. Томан является также автором статей о научной фантастике и приключенческой литературе. Попова, И.И. Томан // Краткая литературная энциклопедия. – М.: «Советская энциклопедия», 1972. – С. 570. Книги из фондов Централизованной библиотечной системы г. Апатиты: Произведения Н.В. Томана:
Карамзин Николай Михайлович, русский историк, писатель, журналист 245 лет со дня рождения (1766-1826) Высочайший нравственный авторитет Родился в селе Михайловка, ныне Бузулукского района Оренбургской области. Сын помещика Симбирской губернии. Образование получил дома, затем в Москве — в частном пансионе. Посещал также лекции в Московском университете. В 1781 начал службу в Преображенском полку в Петербурге. После смерти отца вышел в отставку в 1784 поручиком и более не служил, что воспринималось в тогдашнем обществе как вызов. Сблизился с масонами (представителями религиозно-нравственного движения, связанного с удовлетворением религиозной потребности на внецерковной основе, характеризующегося стремлением говорить не «от себя лично», а ссылаясь на «просвещенных мудрецов», как библейских, так и античных) из окружения русского просветителя, писателя, журналиста, книгоиздателя Н. И. Новикова (1744—1818). Для мировоззрения и литературных взглядов Н. М. Карамзина показателен его интерес к философии Просвещения, к творчеству английских и немецких писателей-сентименталистов. В журнале Н. И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» опубликованы многочисленные переводы Н. М. Карамзина и его оригинальная повесть «Евгений и Юлия» (1789). В 1789 порвал с масонами. Совершил путешествие по Западной Европе. Вернувшись в Россию, издавал «Московский журнал» (1791—1792), в котором публиковал свои произведения (основную часть «Писем русского путешественника», повести «Лиодор», «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», стихотворения). Журнал пропагандировал эстетическую программу русского сентиментализма (объявившего доминантой «человеческой природы» чувство, а не разум). После вынужденного почти полного молчания во время царствования Павла I (1754-1801, правил в 1796-1801) вновь выступил как публицист, обосновывая в своём журнале «Вестник Европы» программу умеренного консерватизма. В этом же журнале была опубликована его историческая повесть «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода» (1803). Его ранняя проза оказала влияние на творчество В. А. Жуковского (1783-1852), К. Н. Батюшкова (1787-1855 молодого А. С. Пушкина (1799-1837). С середины 1790-х определился интерес Н. М. Карамзина к истории. Он оставил литературу и работал главным образом нал «Историей государства Российского» (т. 1-8, 1816-1817; т. 9, 1821; т. 10-11, 1824: т. 12,1829), которая стала не только значительным историческим трудом, но и крупным явлением русской художественной прозы, послужила основным источником для пушкинского «Бориса Годунова» и русской исторической драматургии 1830-х. Начав с древнейших времен и первых упоминаний о славянах, он успел довести «Историю...» до Смутного времени. Это составило 12 томов текста, сопровождавшихся более чем 6 тыс. исторических примечаний, в которых были опубликованы и проанализированы исторические источники, сочинения европейских и отечественных авторов. Сторонник норманнской теории происхождения Русского государства. Его периодизация русской истории очень близка к периодизации В. Н. Татищев г (1686-1750) и М. М. Щербатова (1733— 1790). Все они отождествляют истории страны с историей государства, а исторг: государства — с историей самодержавия. Однако Н. М. Карамзин внес много нового как в понимание общего хода русской истории, так и в оценки отдельных исторических событий. Данный труд содействовал повышению интереса к отечественной истории в различных слоях русского общества. Его историческая концепция стала официальной. Карамзин являет собой едва ли не единственный в истории отечественной культуры пример человека, о котором у современников и потомков не осталось каких-либо двусмысленных воспоминаний. Уже при жизни историограф воспринимался как высочайший нравственный авторитет; это отношение к нему остается неизменным до сих пор. Высочайший нравственный авторитет // Знаменательные даты 2006 : универсальный энциклопед. календарь. – М.: «Либерея-Бибинформ», 2005. – С. 520. Книги из фондов Централизованной библиотечной системы г. Апатиты:
Произведения Н.М. Карамзина:
12 декабря Гюстав Флобер, французский писатель 190 лет со дня рождения (1821-1880) Безукоризненный стилист Был младшим сыном известного руанского хирурга, рос при городской больнице, и «медицинские» впечатления сыграли свою роль в выработке его эстетики. Окончив Руанский лицей, поступил на юридический факультет Парижского университета, однако развившаяся в 1844 нервная болезнь вынудила его прервать занятия. Поселился в своем небольшом имении, Круассе, где прожил почти безвыездно до самой смерти. Там. созданы основные его художественные произведения, там находится обширная переписка —бесценный источник сведений о философских, эстетических и общественно-политических взглядах писателя. Первые литературные опыты (повести «Мемуары безумца», 1838, «Ноябрь», 1842) не самостоятельны, написаны в духе традиционного романтизма. Получил известность после публикации романа «Госпожа Бовари» (1857) и нашумевшего судебного процесса, на котором эта книга была обвинена в «оскорблении нравственности» (суд вынес оправдательный приговор). С этого момента стал признанным лидером нового художественного направления — реализма, позднее был объявлен предтечей натурализма. Стремился к научной или же мистической истине, из которой полностью исключены прямые авторские оценки (автор в своем произведении, по словам Флобера, «должен быть подобен Богу во Вселенной — вездесущ и невидим»). Идейный смысл романа «Госпожа Бовари» (1857) — разрыв с романтическими иллюзиями. Писатель мастерски показывает как пошлость провинциальной мелкобуржуазной среды, так и неистинную, надуманную форму, которую получают мистические упования и «высокие» идеалы. Гибель Эммы Бовари обусловлена ее тоской по иной жизни, свободной от пустоты и пошлости обывательского прозябания. В 1858 совершил путешествие в Алжир и Тунис, собирая материалы для романа «Саламбо» (1862), действие которого происходит в древнем Карфагене в эпоху Первой Пунической войны (III в. до н. э.). Роман «Саламбо» (1862), как и некоторые другие произведения зрелого Флобера — мистерия «Искушение святого Антония» (три редакции, 1849—1874), повести «Иродиада» и «Легенда о святом Юлиане Странноприимце» (обе 1877), — обращен не к современному быту, а к баснословным временам древности. Эпические описания походов и сражений, садистские сцены убийств и жертвоприношений образуют не столько исторический роман, сколько языческую мистерию о любви-вражде солнечного бога Молоха и лунной богини Танит, отраженную в истории карфагенской царевны Саламбо и вождя восставших наемников Мато. Русский композитор М. П. Мусоргский (1839— 1881) создал оперу по мотивам «Саламбо». Первый вариант романа «Воспитание чувств» (1869, не опубликованный при жизни) был написан в 1845, второй, принципиально отличный от него, вышел в свет в 1869. Это — биография молодого человека, стремящегося утвердить себя в Париже, но терпящего неудачу из-за смутности, непостоянства своих чувств и устремлений — творческих, любовных, политических. Путь писателя завершают «Три повести» (1877) и роман «Бувар и Пекюше» (незакончен; опубликован 1881). «Бувар и Пекюше» — произведение во многом сатирическое, связанное с проблемой роли человека в научном познании мира. Твердо веря в творческие возможности человека, автор считает своим долгом беспощадно высмеивать всякую профанацию подлинного знания. Е книге она воплотилась в главных героях с дилетантскими претензиями на всезнайство, свойственными обывателю. В связи с работой над этим романом составил небольшой по объему сатирический «Лексикон прописных истин» (опубликован 1910) — своеобразный кодекс ненавистного писателю обывательского «здравого смысла». Великий стилист, Флобер был образцом творческой добросовестности, преданное своему призванию, горячей любви к слов родному языку. Безукоризненный стилист // Знаменательные даты 2006 : универсальный энциклопед. календарь. – М.: «Либерея-Бибинформ», 2005. – С. 500. Книги из фондов Централизованной библиотечной системы г. Апатиты:
Произведения Г. Флобера:
Фадеев Александр Александрович, русский писатель, критик, публицист, общественный деятель 110 лет со дня рождения (1901-1956) Трагическая фигура Родился в г. Кимры, ныне Тверской области. С 1908 жил на Дальнем Востоке. Окончил Владивостокское коммерческое училище (1918). Участник Гражданской войны (1918-1920). Учился в Московской горной академии (1921—1924). Печатался с 1923 (рассказ «Против течения»). В 1924 опубликовал повесть «Разлив». Широкую известность ему принес роман «Разгром» (1927, одноименный фильм, 1931) о партизанской войне на Дальнем Востоке. Гражданской войне посвящен также «Последний из удэге» (1929—1940; не окончен). Роман о комсомольцах-подпольщиках в годы Великой Отечественной войны (1941—1945) «Молодая гвардия» (1945) создан на документальном материале. Литературно-критические выступления собраны в книгу «За тридцать лет» (1957), показывающую эволюцию литературных взглядов писателя. Один из руководителей Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПГ 1926—1932). Генеральный секретарь Союза писателей СССР (1946—1954). В состоянии душевной депрессии покончил жизнь: самоубийством. В своем предсмертном письме обвинил коммунистическую партию самоуверенно-невежественном руководстве искусством, в уничтожении лучших кадров литературы. Содержание его письма долгие годы скрывалось и стало известно только в конце 1980-х. Лауреат Государственной премии СССР (1946). Трагическая фигура // Знаменательные даты 2006 : универсальный энциклопед. календарь. – М.: «Либерея-Бибинформ, 2005. – С. 498. Книги из фондов Централизованной библиотечной системы г. Апатиты:
Произведения А.А. Фадеева:
24 декабря Филатов Леонид Алексеевич, русский актер, кинорежиссер, поэт и драматург 65 лет со дня рождения (1946-2003) Человек с «Таганки» Родился в Казани. Окончил Театральное училище имени Б. В. Щукина (1969). С 1969 работал в Московском театре на Таганке. В 1993 разорвал отношения с художественным руководителем театра Ю. П. Любимовым (р. 1917) и перешел в театр «Содружество актеров Таганки». Но тяжелая болезнь не позволила продолжить работу в театре. Роли: Дмитриев (1976 «Обмен» по Ю. В. Трифонову (1925-1981)), Мастер (1977, «Мастер и Маргарита» по М. А. Булгакову (1891-1940)), Барон и Дон Карлос (1989, «Пир во время чумы» по «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина (1799-1837)) и др. В кино-с 1970. Снимался в более чем 30 фильмах, среди которых: «Успех» (1985), «Забытая мелодия для флейты» (1988), «Город Зеро» (1990) и др. Поставил фильм «Сукины дети» (1991). Автор и ведущий телепрограммы об актерах «Чтобы помнили...». Автор стихов, песенных текстов и зонгов к ряду спектаклей («Геркулес и Авгиевы конюшни» по пьесе Ф. Дюрренматта (1921 — 1990)) и фильмов («Трест, который лопнул», 1982), киноповестей («Свобода или смерть»), театральных пьес («Большая любовь Робин Гуда», «Часы с кукушкой»). Его сказка-лубок по мотивам русского фольклора «Про Федота-стрельца, удалого молодца» принесла автору огромную популярность. Народный артист РФ (1996). Лауреат Государственной премии РФ (1995).. Человек с «Таганки» // Знаменательные даты 2006 : универсальный энциклопед. календарь. – М.: «Либерея-Бибинформ», 2005. – С. 513. Книги из фондов Централизованной библиотечной системы г. Апатиты: Произведения Л.А. Филатова:
|
начальник Кировской группы подстанций филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Колэнерго» |